МОСКВА, 31 мар (Рейтер) - Российский Центробанк провел исследование потребительских доходов и пришел к выводу, что более высокие инфляционные ожидания имеют более возрастные домохозяйства, с низкими доходами и с более низким уровнем финансовой грамотности.
«Обследование проводилось в середине 2022 года. Банк России провел его впервые», - сказала первый зампред ЦБР Ксения Юдаева.
В предыдущие годы - в 2013, 2015, 2018 и 2020 годах - этот опрос проводил Минфин России при участии Всемирного банка.
ЦБР продолжит проводить это обследование с периодичностью раз в два года.
В текущем опросе участвовало более 6.000 домохозяйств из 38 населенных пунктов России, 70% ответов было получено в мае – июне 2022 года.
«Это наиболее кризисный период прошлого года и это важно учитывать при интерпретации результатов», - сказала Юдаева.
«Мы видим, что уровень инфляционных ожиданий коррелирует с возрастом респондентов, у более молодых - они ниже», - сказала она.
ЦБР связывает это с тем, что более молодые люди не помнят кризисов, сопровождавшихся скачками инфляции, у них нет «навыка повышенной инфляции», поскольку они не застали эти периоды.
«Наименее обеспеченные респонденты имеют инфляционные ожидания в два раза выше, чем те, кто материальных затруднений не испытывает», - сказала Юдаева.
Менее обеспеченные граждане всегда несут больший ущерб от инфляции.
ЦБР также оценивал уровень финансовой грамотности респондентов и пришел к выводу, что чем она выше, тем ниже инфляционные ожидания, и такой эффект не зависит от возраста.
Люди с большей финансовой грамотностью в прошлом году смогли приумножить свои сбережения, когда ЦБР пошел на антикризисное повышение ставки до 20%, вслед за которым банки повысили ставки по вкладам, сказала Юдаева.
«Все это говорит о том, что меры, направленные на повышение финансовой грамотности, способствуют росту эффективности денежно-кредитной политики», - добавила она.
Самые высокие инфляционные ожидания были у людей, у которых нет никаких сбережений, показал опрос ЦБР.
«В основном, это люди из низкодоходных групп», - сказала Юдаева, добавив, что именно эта категория предпочитает в кризис не сберегать, а тратить деньги, формируя ажиотажный спрос на продукты питания (гречку, сахар и тому подобные).
«Когда были скачки цен, мы наблюдали ажиотажный спрос населения, и такая модель поведения усложняет для нас стабилизацию ситуации и делает оправданной более жесткую реакцию ДКП», - сказала первый зампред ЦБР.
Данное исследование коррелируют с результатами ежемесячного опроса инфляционных ожиданий, но позволяет ЦБР более детально отследить их природу, влияние и вторичные эффекты.
«С точки зрения финансовой стабильности мы можем посмотреть связи между кредитной нагрузкой, доходами и инфляционными ожиданиями», - сказала Юдаева, добавив, что «пока существенных дисбалансов мы не видим».
Опрос показал, что люди с низкими доходами сильнее всего опасались инфляции, а в более высокодоходных группах - потери работы и трудовых доходов.
Опасения снижения курса рубля были даже у самых обеспеченных групп незначительными, поскольку курс рубля в период опроса укреплялся.
«Это указывает на адаптивный характер ожиданий домохозяйств», - сказала Юдаева.
Исследование показало, что высокая долговая нагрузка домохозяйств смещена в низкодоходную группу. Эти домохозяйства - с высокой долей трансфертов в доходах и высокой долей расходов на питание и ЖКХ в расходах; также они почти не имеют накопленных сбережений, у них нет буфера на случай снижения доходов. (Елена Фабричная. Редактор Дмитрий Антонов)