Швейцарский суд признал четырех банкиров местного подразделения Газпромбанка виновными в том, что они в 2014-2016 гг. открывали счета и дозволяли проводить операции виолончелисту Сергею Ролдугину, хотя он не мог быть владельцем перечислявшихся миллионов.
В общей сложности речь идет о 30 млн франков ($31,8 млн), заявил прокурор Ян Хоффманн: «Все доказательства указывают на то, что Сергей Родугин не был реальным владельцем активов». Банкиры не следовали правилам, которые обязывали их проверить происхождение средств, и поэтому должны быть наказаны, добавил он.
Ответчиками по делу проходили бывший председатель правления Gazprombank Schweiz AG, два топ-менеджера и менеджер по связям с клиентами (это трое россиян и один швейцарец). Все они приговорены к условному сроку в два года. Руководитель банка также должен заплатить 540 000 франков ($590 000) штрафа, у других обвиняемых штраф меньше, сообщает Bloomberg.
Имена обвиняемых, согласно швейцарскому законодательству, не раскрывались, но банк в то время возглавлял Роман Абдулин. В декабре 2014 г. он рассказывал «Коммерсанту», что как раз в том году банк решил уделить больше внимания обслуживанию физических лиц.
Ролдугин своими действиями скрывал десятки миллионов франков, которые через банк пытались отмыть друзья Владимира Путина, говорилось в обвинительном заключении. Путин называл Ролдугина своим другом, музыкант также является крестным отцом его дочери. Сам он говорил The New York Times, что не является бизнесменом и у него самого нет миллионов.
Адвокаты обвиняемых построили защиту фактически на признании того, что Ролдугин мог стать владельцем крупного состояния, благодаря дружбе с Путиным. В их заявлении, подготовленном к началу судебного процесса, говорилось:
Сергей Ролдугин – на просто какой-то виолончелист и дирижер, но также фаворит Кремля, у которого явно был доступ к особым финансовым возможностям, позволяющим ему накопить значительное состояние.
То, что подобные «финансовые возможности» могут подразумевать операции, на которые бы косо посмотрели в Швейцарии, к рассматриваемому делу не относится, настаивали адвокаты обвиняемых.
Вводя санкции против Ролдугина после начала войны в Украине, швейцарские власти дали ему характеристику «кошелек Путина». Евросоюз назвал музыканта «ответственным за "перетасовывание" не менее $2 млрд через банки и офшорные компании в рамках тайной финансовой сети Путина». В Министерстве финансов США Ролдугин фигурирует как «хранитель офшорных богатств президента Путина».