Восстановление продаж легковых автомобилей в России после военного шока 2022 года произойдет не раньше, чем через пять лет.
К показателю 2021 года в 1,5 млн проданных машин российский авторынок вернется лишь к 2027 году, пишут «Ведомости» со ссылкой на обзор консалтинговой компании «Технология доверия» («Тедо»; ранее PwC в России).
В текущем году продажи легковых машин в России вырастут на 7%, до 670 тыс. штук, но затем будут расти в среднем на 22% в год, прогнозируют аналитики. Однако выход на довоенный уровень возможен только в случае улучшения геополитической ситуации, развития производства и параллельного импорта, подчеркивают они.
В 2022 году после начала войны в Украине продажи автомобилей в России обрушились на 59%, до 626 300 машин. Но в деньгах из-за роста цены на все категории легковых автомобилей рынок упал не так сильно — на 41%, до 1,65 трлн руб. В среднем цены на машины в 2022 году выросли на 17%, до 2,33 млн руб., подсчитывал «Автостат».
Прогноз «Тедо» выглядит гораздо пессимистичнее ожиданий других оценок. Агентство «Автостат» предполагает, что в 2023 году в базовом сценарии рынок вырастет на 25%, до 780 тыс. штук, а в оптимистичном — на 39%, до 870 тыс. Ассоциация европейского бизнеса, считающая продажи легковых и легких коммерческих автомобилей вместе, прогнозирует увеличение продаж в 2023 году на 12%, до 770 тыс. единиц.
Однако данные за январь — февраль текущего года неутешительные: продажи новых легковых машин упали на 45% год к году, до 101 379 штук, подсчитали в «Автостате».
Согласно данным Росстата, в январе в России было произведено 21,3 тыс. машин (минус 77,6% год к году), а в феврале — 32,5 тыс. (минус 69,9%). Таким образом, общий выпуск составил 53,9 тыс. машин, что вдвое меньше объема продаж за те же месяцы.
При этом за последние 12 месяцев в России было произведено всего 301 тыс. легковых авто (минус 77,7% к предыдущим 12 месяцам). Крушение автопрома произошло после ухода из России всех иностранных производителей, кроме китайских.
Столкнувшись с дефицитом новых автомобилей, россияне предъявили повышенный спрос на запчасти, говорит директор автомобильной практики «ТеДо» Виктория Синичкина. В 2022 году рынок автозапчастей вырос на 4,6%, до 1,9 трлн руб.
«Мы видим, как меняется отношение к автомобилю: большинство владельцев стараются сохранить автомобиль технически исправным, а также предпочитают оптимизировать расходы на его содержание», — говорит директор по сервисному обслуживанию «Автодома Алтуфьево» Роман Тимашов. По его словам, тренд на продление срока эксплуатации будет сохраняться, пока продажи автомобилей не выйдут на объем 2–2,5 млн в год.