Учителей в России предложили поднять до уровня чиновников и определить для них миссию. С такой инициативой в Минпросвещения обратилась зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова, пишут «Известия» со ссылкой на ее письмо.
Депутат уведомила, что в Госдуме начата работа над законопроектом «О статусе учителя». «Предполагается определить миссию педработника; установить статус, аналогичный статусу государственного служащего; среднюю зарплату не ниже средней заработной платы госслужащего по стране и право на медобслуживание, аналогичное праву государственного служащего», — говорится в письме Лантратовой.
Кроме того, законопроект сформулирует права и обязанности учителей, а также меры по их защите. При этом закон должен быть отдельным, как закон «О статусе сенатора и депутата Госдумы», подчеркнула депутат. По ее словам, это поможет повысить статус учителя и уйти от определения «бюджетник» по отношению к педагогам.
«Бюджетник — это сидящий на бюджете, а государственный служащий — это человек, которому доверено выполнение определенных задач и функций плюс социальный пакет», — пояснила Лантратова.
Она приводит данные Росстата, согласно которым, средняя зарплата учителя по стране в 2022 году составляла 45 787 руб. до вычета налогов, а зарплата госслужащего — 126 тыс. руб. «И чиновники, и учителя — это все государевы люди, и получать за свой труд они должны одинаково. И те, и другие выполняют важную, необходимую государству работу», — отметила депутат.
О разработке похожего законопроекта ранее говорил министр просвещения Сергей Кравцов. «Его разработка и принятие станут замечательным результатом этого Года педагога и наставника», — говорил он в начале марта. Позднее он сообщил, что закон планируется принять до конца текущего года.
Однако вариант, который предлагает Минпросвещения, не предполагает повышения зарплаты педагогов и дополнительных льгот, говорит Лантратова. Также в Госдуму был внесен еще один законопроект о защите учителей — от зампреда нижней палаты Бориса Чернышова. Он предложил прописать в законодательстве защиту чести и достоинства учителя.
Приравнивание учителей к госслужащим обсуждается как минимум с начала 2000-х годов, отметил зампред Общероссийского профсоюза работников народного образования и науки РФ Михаиал Авдеенко.
«В этом предложении могут быть как плюсы, так и минусы. У госслужащих нет права на забастовку, у них меньше гарантий защиты своих прав. Но многие спекулируют на этой теме, предлагая закрепить за педагогами некий статус, похожий на статус госслужащего, но который при этом таковым не является», — отметил Авдеенко.
Статус госслужащего значительно ограничит академическую свободу учителей, которая указана в законе об образовании, а также чрезмерно повысит степень контроля за ними, предупреждает профессор и главный научный сотрудник Института образования ВШЭ Ирина Абанкина.