МОСКВА, 29 мар (Рейтер) - Россия нарастила поставки моторного топлива в страны Центральной Азии, Афганистан и Монголию в январе-феврале 2023 года до 1,122 миллиона тонн с 0,752 миллиона тонн за такой же период прошлого года, показали данные источников в отрасли.
Российские компании вынуждены перенаправлять потоки нефтепродуктов с запада на восток из-за эмбарго ЕС на импорт топлива из РФ.
При этом покупателей в Центральной Азии привлекло снижение цен на импорт, а также растущий спрос из-за оживления транзитных перевозок авиационном, железнодорожным и автомобильным транспортом.
Между тем потребности покупателей в Центральной Азии невелики, что сдерживает возможности российских экспортеров.
«Ёмкость рынка Центральной Азии небольшая, цены ограничены низкой платежеспособностью населения, плюс - проблемы с доставкой по железной дороге», - сказал один из трейдеров.
Наиболее существенно в Центральную Азию за два месяца 2023 года выросли поставки российского автобензина - на 93% до 510.000 тонн, по данным экспедиторов.
В том числе Узбекистан в январе-феврале увеличил импорт бензина из РФ до 156.260 тонн с 12.607 тонн за соответствующий период 2022-го, так как переориентировал поставки природного газа с АГЗС в коммунально-бытовой сектор из-за резкого похолодания в зимний период.
С мая прошлого года Россия начала экспорт бензина в Афганистан, согласовав с Кабулом ежегодные поставки нефтепродуктов и СУГ. За два месяца 2023 года объем поставок в Афганистан составил около 72.500 тонн.
Поставки российского дизтоплива в направлении Центральной Азии выросли за обзорный период на 8% до 430.000 тонн за счет экспорта в Афганистан, а также в Монголию компанией Роснефть, владеющей сетью АЗС в этой стране.
Российские экспортеры увеличили отгрузки сжиженного углеводородного газа (СУГ) в Центральную Азию в январе и феврале 2023 года до 86.000 тонн с 6.225 тонн из-за избытка предложения на внутреннем рынке РФ.