Всего несколько дней назад Си нанес визит президенту России Владимиру Путину — чтобы обсудить их сотрудничество, а также уговорить его отказаться от ядерной эскалации и начать мирный процесс с Киевом. В эти выходные Путин сделал обратное.
После ряда ядерных угроз Украине и Западу Путин объявил, что разместит тактическое ядерное оружие в Беларуси, соседней диктатуре и вассальном государстве на пути к западу. Оттуда даже ракеты и самолеты малой дальности могут поразить цели в Украине или в Центральной Европе.
Как всегда лицемерно, Путин утверждает, что этот шаг не нарушит обязательств России по Договору о нераспространении ядерного оружия. Его логика такова, что он, а не белорусский диктатор Александр Лукашенко, сохранит контроль над боеголовками и ракетами, которые будут их нести. По его мнению, это заявление оправдывает ситуацию.
На самом деле Путин снова игнорирует — или, возможно, наслаждается — горькой иронией того вероломного пути, которым он следовал до сих пор. В так называемом Будапештском меморандуме 1994 года и Украина, и Беларусь, а также третья бывшая советская республика, обладавшая тогда ядерным оружием, Казахстан, согласились сдать свои ядерные арсеналы в обмен на гарантии безопасности от Москвы.
Вот вам и российские гарантии безопасности. Сегодня Путин заявляет, что Украина вообще не является нацией и должна быть подчинена или уничтожена. И он рассматривает Беларусь как личную вотчину, которой в конечном итоге суждено стать «Союзным государством» с — очевидно — Путиным во главе.
Урок для подражателей-тиранов и агрессоров повсюду — от Северной Кореи до Ирана и за его пределами — прост. Только ядерное оружие может дать им страховку от ядерного шантажа со стороны безжалостных агрессоров вроде Путина и одновременно служить инструментом вымогательства для собственных целей. Да, Путин только что начал новую эру распространения.
Его эскалация особенно одиозна, потому что она рифмуется с его приостановкой в прошлом месяце единственного оставшегося договора о контроле над вооружениями, ограничивающего стратегические ядерные вооружения. (Тактические боеголовки, которые могут иметь относительно «небольшую» мощность, предназначены для использования на фронте для победы в сражениях, тогда как стратегические ядерные боеголовки — это средства апокалиптического сдерживания.)
Как всегда, Путин использует весь набор методов КГБ, которым он научился в начале своей карьеры, искажая реальность для создания нарративов, которые будут распространять россияне и «полезные идиоты» в других странах. По его мнению, отправка ядерных зарядов в Беларусь — это лишь соразмерный ответ на планы Великобритании предоставить Украине снаряды из обедненного урана. Но обедненный уран не может вызвать деление, и содержащие его снаряды не являются ядерным оружием.
Путин также пытается связать свои планы в Беларуси с давней практикой США по размещению ядерных бомб в союзных странах, таких как Бельгия, Нидерланды, Германия, Италия и Турция. Но эти арсеналы — каковы бы ни были их достоинства в то время — восходят к временам холодной войны. Ни Вашингтону, ни какой-либо другой столице, владеющей ядерным оружием, и в голову не придет размещать такие боеголовки ближе к России в нынешнем состоянии напряженности.
Так что Украина вправе созвать немедленное заседание Совета Безопасности ООН. У России есть место в нем, но оно есть и у Китая, который должен использовать свое новое влияние на Путина, чтобы отговорить его от этого безумия. Еще лучше, если Си прямо сейчас возьмет трубку и напомнит Путину, где заканчивается их дружба.
И белорусы, включая высшее армейское руководство, должны подумать о том, чтобы снова начать агитацию против своего диктатора, чтобы Путин не втянул их вместе с собой в катастрофу.
Между тем Украина и Запад не должны допустить, чтобы Путин ввел их в истерику. Российский президент стал настолько непредсказуемым и безрассудным, настолько невменяемым в своем взгляде на мир и свою судьбу в нем, что только стальная решимость и спокойная сила могут удержать его от неизмеримо усугубления и без того плохой ситуации.
Перевод The Moscow Times публикации в Bloomberg.