ЛОНСЕСТОН, Австралия, 28 мар (Рейтер) - Импорт нефти в Китай в 2023 году составит в среднем 10,8 миллиона баррелей в сутки, сравнявшись с предыдущим рекордным показателем 2020 года, сообщил Институт экономики и технологии (ETRI) Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC).
Согласно аналитическому центру ведущей энергетической группы страны, импорт вырастет на 6,2% по сравнению с прошлым годом до 540 миллионов тонн, а переработка на НПЗ увеличится на 7,8% до 733 миллионов тонн, что эквивалентно 14,66 миллионам баррелей в сутки.
Прогнозы в основном совпадают с ожиданиями частных аналитиков, которые предрекают подъем потребления топлива в Китае по мере восстановления деловой активности после отмены жесткой политики «нулевой терпимости» к COVID в конце 2022 года.
Согласно прогнозу ETRI, в 2023 году импорт сырой нефти вырастет на 630.000 баррелей в сутки, что ниже ожидаемого Международным энергетическим агентством подъема на 900.000 баррелей в сутки, но выше оценок некоторых аналитиков, таких как Wood Mackenzie и S&P Global Commodity Insights.
Прогнозы полезны в том смысле, что они дают представление об ожиданиях участников рынка, но также полезно посмотреть на некоторые риски вокруг оценок.
Что интересно в прогнозах ETRI, это то, что они, похоже, указывают на сохраняющиеся ожидания китайских нефтепереработчиков о пополнении запасов нефти в течение 2023 года.
При условии, что местное производство нефти останется относительно стабильным в течение 2023 года на уровне 4,23 миллиона баррелей в сутки, достигнутом в первые два месяца года, это означает, что в общей сложности 15,03 миллиона баррелей в сутки будут доступны нефтепереработчикам от импорта и местного производства.
Это примерно на 370.000 баррелей в сутки больше, чем прогноз ETRI об объеме переработки НПЗ в 14,66 миллиона баррелей в сутки.
Если такие объемы добавятся к запасам в 2023 году, это будет меньше, чем 740.000 баррелей в сутки, поступивших в хранилища в 2022 году.
Китай не раскрывает объемы нефти, поступающей или изымаемой из стратегических и коммерческих запасов, но оценку можно сделать, вычтя объем переработанной нефти из всей нефти, имеющейся в наличии в результате импорта и внутреннего производства.
НОВЫЕ НПЗ
Вполне вероятно, что часть нефти, направляемой в хранилища, пойдет на создание запасов для новых заводов, ввод в эксплуатацию которых ожидается в этом году.
Два новых нефтеперерабатывающих завода компании PetroChina - Guangdong Petrochemical и Jiangsu Shenghong Petrochemical с совокупной производительностью 520 000 баррелей в сутки - должны приступить к коммерческой эксплуатации в ближайшие месяцы, сообщили отраслевые источники в феврале.
Третий новый завод, проект Shandong Yulong Petrochemical мощностью 400.000 баррелей в сутки, также может начать импорт нефти для возможных тестовых испытаний к концу года, сообщил Рейтер источник в компании.
Поступления или, наоборот, изъятия из коммерческих или стратегических запасов являются главной переменной в китайском импорте сырой нефти.
Предположение о скромном увеличении запасов в рамках ввода в эксплуатацию новых НПЗ является безопасным выбором, но стоит отметить, что китайские нефтеперерабатывающие компании и власти используют запасы для сглаживания цен, даже если и не говорят об этом публично.
Импорт может вырасти больше прогноза, если цены на нефть упадут и останутся низкими, что возможно, если мировая экономика войдет в рецессию или начнется банковский кризис после краха двух американских кредиторов и вынужденной продажи Credit Suisse.
И наоборот, если мировой спрос на нефть будет расти, а цены повышаться, китайские нефтепереработчики могут решить сократить импорт и использовать свои запасы.
Еще один фактор, не зависящий от рыночных факторов, - это уровень экспорта топлива, который устанавливается правительством путем выдачи разрешений.
В последние месяцы экспорт нефтепродуктов увеличился, поскольку Пекин стремился быстро стимулировать экономику и позволил нефтеперерабатывающим компаниям воспользоваться преимуществами высокой маржи в Азии на топливо, особенно дизельное.
Однако нет никаких гарантий, что эта политика сохранится в течение всего 2023 года, и если внутренний спрос восстановится, то, скорее всего, экспорт топлива будет сокращен.
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:
(Клайд Расселл является обозревателем Рейтер и выражает собственное мнение)