Стоимость строительства сверхмощного головного атомного ледокола «Россия» может вырасти на 40–60%, а сроки его сдачи, намеченные на декабрь 2027 года, — сорваться, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на протокол совещания у замглавы Минпромторга Виктора Евтухова и источники, знакомые с ходом обсуждения вопроса.
Изначальная цена ледокола проекта 10510 «Лидер» составляла 127,5 млрд руб. Его строительством занимается судоверфь «Звезда», которая управляется консорциумом «Роснефти», «Роснефтегаза» и Газпромбанка.
Предполагалось, что крупные корпусные отливки для ледокола — кронштейны гребных валов, ледовый зуб, кронштейны пера руля — поставит завод «Энергомашспецсталь», который расположен в украинском городе Краматорск. Однако этому помешала война, которую Россия начала в феврале 2022 года.
Минобороны РФ в мае 2022 года заявило, что расположенный близ Донецка завод был поражен «высокоточными ракетами воздушного базирования ВКС России», поскольку на его территории был обнаружен «крупный склад боеприпасов украинской группировки войск».
Контракт с новым производителем корпусных отливок для ледокола — УЗТМ-КАРТЭКС — до сих пор не заключен, а предварительные сроки поставок перенесены на август 2025 года, говорится в протоколе совещания в Минпромторге.
Также на 12%, до 44 млрд руб. выросла стоимость контракта на поставку ядерной энергетической установки (ЯЭУ) атомного ледокола, в которую входит реакторная установка РИТМ-400 «Атомэнергомаша» и паротурбинные установки (ПТУ) «Силовых машин». Контракт с последним заводом вырос в цене на 65%, до 9,48 млрд руб., а сроки поставок были перенесены на 8–10 месяцев, на конец 2025 года.
Есть отставание в проведении работ и со стороны судоверфи «Звезда». По словам источников, ей не хватает рабочих для корпусных и сварочных работ на ледоколе. По состоянию на середину марта вместо 15% от общего объема плановых работ выполнено лишь 5%. «Если кратно не увеличить скорость корпусных работ, то составные части ЯЭУ в 2025 году едва ли понадобятся», — говорит источник.
В связи с этим «Росатом» обязан до конца апреля направить в Минпромторг отчет об увеличении сроков и расходов на строительство. Однако замминистра Евтухов, согласно протоколу, отметил «невозможность срыва установленного срока сдачи». При этом источники «Коммерсанта» утверждают, что о необходимости переноса сроков уже сообщили президенту РФ Владимиру Путину.
В Минпромторге отметили, что лишь по итогам экспертизы будет можно «аргументированно говорить об объективном увеличении срока и стоимости строительства».
Заказчиком строительства атомного ледокола «Россия» выступает «Атомфлот», а исполнителем — судостроительный комплекс «Звезда». Длина ледокола должна составить 209,2 м, ширина — 47,7 м. Ожидается, что он будет способен преодолевать лед толщиной в 4,3 м. В первую очередь ледокол должен обеспечить круглогодичный вывоз СПГ с арктических проектов «Новатэка» на Ямале и Гыдане. Госконтракт на его строительство был подписан в апреле 2020 года.