Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Иностранцев обяжут платить «десятину» за уход из России

Сергей Савостьянов / ТАСС

Массовое бегство зарубежных компаний с российского рынка побудило власти ввести «налог» на продажу бизнеса в России.  

«Недружественных» иностранцев обязали делать взнос в бюджет при продаже российских активов. Его размер будет составлять не менее 10% от половины стоимости сделки. Такое решение вынесла правительственная комиссия Минфина по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.

При этом, если компания продает бизнес со скидкой более 90%, то взнос вырастет до 10% от полной стоимости сделки. 

Правительство ограничило иностранцам возможность продавать бизнес в России в марте прошлого года после начала войны в Украине. Тогда кабмин обязал их подавать заявление с информацией об участниках сделки в правкомиссию и получить ее одобрение. При этом комиссия могла отказать в разрешении или выдать его с определенными условиями.

Тогда же правительство утвердило список недружественных стран, куда вошли США, Великобритания, Канада, Япония, все страны Евросоюза и другие государства.

В декабре прошлого года правкомиссия опубликовала список требований к компаниям из недружественных стран, которые решили уйти из России. Например, им разрешили продать бизнес только со скидкой в размере не менее 50% от цены, установленной в ходе независимой оценки.

Тогда же правкомиссия Минфина сообщила, что компании из недружественных стран при продаже бизнеса в РФ должны будут заплатить 10-процентый взнос в бюджет от суммы сделки. Однако тогда эта мера рассматрирвалась как дополнительное условие и вместо него можно было предоставить покупателю рассрочку платежа на срок до двух лет. Теперь же взнос в бюджет — обязательное условие. 

После начала войны в Украине более 1 тысячи компаний заявили, что сворачивают или сокращают свою деятельность в России, говорится в исследовании Йельского университета. Полностью российский рынок покинули такие крупные международные бренды, как Ford, Renault, McDonald’s, IKEA и Shell.

При этом окончательно порвать связи с Россией удалось только 120 зарубежным компаниям, или 8,5% от всех работавших в стране «дочек» иностранных брендов, подсчитали экономисты из швейцарского института IMD и Университета Санкт-Галлена Никколо Пизани и Саймона Эвенетта. По их оценке, российский рынок покинули 18% дочерних фирм из США, 15% — из Японии и только 8,3% — из Евросоюза. 

Решение уйти из России дорого обошлось иностранным компаниям: они потеряли $200–240 млрд с конца февраля, когда началась война в Украине, оценивал Центр стратегических разработок (ЦСР) в октябре прошлого года.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку