24 мар (Рейтер) - Улучшение показателей реальных доходов россиян и снижение уровня бедности возможно только при росте мировой экономики и ослаблении санкций против РФ, однако даже в этом случае средний класс будет сокращаться и все больше состоять из силовиков, говорится в исследовании Института социальной политики НИУ Высшая школа экономики.
Эксперты представили четыре сценария изменения уровня жизни россиян до 2030 года. Оценки основаны на проводившемся в 2022 году опросе экспертов экономических институтов, представителей бизнеса и общественных организаций.
Первый оптимистичный сценарий исходит из одновременного смягчения санкций и роста глобального ВВП. В случае его реализации реальные доходы населения к 2030 году смогут примерно на 2% превысить уровень 2021 года, а уровень бедности в 2026-2030 годах может снизиться до 9,8% с 11,8% в 2022 году.
При этом численность среднего класса все равно сократится к 2030 году - до 14-31%, тогда как сейчас, по различным оценкам, его доля составляет 20-50%.
«Таким образом, даже при наиболее благоприятном развитии событий можно ожидать ухудшение положения среднего класса и социально-психологического благополучия населения», - пишут авторы исследования.
Второй сценарий предполагает рост мировой экономики с одновременным усилением санкций в отношении России. В этом случае реальные денежные доходы и заработная плата в перспективе до 2025 года могут снизиться примерно на 7% к уровню 2021 года.
Достижение максимума уровня бедности - 14% - при этом сценарии можно ожидать с 2023 по 2025 год, после чего ситуация должна начать медленно улучшаться, однако даже к 2030 году показатели не вернутся к докризисному периоду. Средний класс в этом сценарии сократится еще сильнее.
Третий сценарий реализуется в ситуации ослабления санкций на фоне стагнации или спада в мировой экономике. Прогноз реальных денежных доходов, показатели уровня бедности и сокращения численности среднего класса во втором и третьем сценариях почти совпадают, но в качестве дополнительного риска добавляется рост хронической бедности - доли тех, кто находится в бедности длительное время.
В четвертом, наиболее пессимистичном сценарии, который предполагает усиление санкционного давления в сочетании с глобальным кризисом и стагнацией мировой экономики, снижение реальных доходов населения может происходить вплоть до 2030 года. Усредненная оценка уровня бедности на период 2026-2030 годов составляет 18,7%, а к дополнительным рискам добавляется возможность появления группы новых бедных.
Этот сценарий чреват самыми негативными последствиями для среднего класса - предполагается, что в 2030 году средним классом в России будут только 10-15% населения, что, как отмечают авторы, отбросит страну к ситуации 1990-х годов.
«С одной стороны, будет происходить усиление концентрации богатства и дальнейший отрыв »верхушки«, а с другой - сжатие неравенства снизу за счет сближения положения средних (или бывших средних) слоев с малоимущими», - комментируют авторы.
Все четыре сценария будут сопровождаться значительным увеличением доли силовиков в структуре среднего класса, написали эксперты, а рост неравенства в уровне и качестве жизни может привести к усилению социальной напряженности.
В конце прошлого года эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) также писали, что санкционный шок угрожает среднему классу, который из-за снижения доходов будет сокращаться.
Санкции Запада как ответ на «спецоперацию» Москвы в Украине лишили Россию доступа к западным технологиям, отрезали компании и банки РФ от глобальной финансовой системы и мирового рынка капитала, под запрет попала почти четверть экспорта и импорта, из страны ушли или приостановили работу десятки зарубежных компаний.
По итогам прошлого года реальные располагаемые доходы населения РФ, по данным Росстата, сократились на 1,0% в годовом выражении после роста на 3,2% в 2021 году. До начала Москвой «спецоперации» власти рассчитывали на рост реальных доходов в 2022 году на 2,4%.
Президент Владимир Путин провозглашал одной из национальных целей развития России снижение уровня бедности к 2030 году вдвое от уровня 2017 года - до 6,5%. (Дарья Корсунская. Редактор Дмитрий Антонов)