Поездка Владимира Путина на саммит БРИКС в ЮАР, которая стала бы первым крупным международным визитом российского президента после начала войны, подвисла в воздухе.
Хотя власти ЮАР официально пригласили Путина на запланированное на август мероприятие, пока его поездка не согласована, сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
«Решение пока не принималось», — сказал он на брифинге в пятницу.
ЮАР, как и еще более 120 стран мира, ратифицировала Римский статут и, таким образом, признала юрисдикцию Международного уголовного суда в Гааге, выдавшего ордер на арест Путина из-за военных преступлений в Украине.
«Мы, как правительство, осознаем наши юридические обязательства», — предупредил на прошлой неделе пресс-секретарь президента ЮАР Винсент Магвенья.
Глава МИД республики Наледи Пандор сообщила, что Путин приглашен на саммит БРИКС, но добавила, что ордер МУС «является некоторым поводом для беспокойства». Власти ЮАР консультируются с Москвой по поводу сложившейся ситуации, добавила министр.
В Кремле пока не знают, как быть в связи с ордером из Гааги, который стал полной неожиданностью для российского руководства, сообщили «Медузе» источники, близкие к администрации президента.
«Даже СНГ перестает быть безопасным пространством [для Путина]», — сетует один из них: Римский статут ратифицировали Казахстан и Таджикистан, а сейчас этот процесс запущен в Армении.
Кремль уверен, что способен сделать так, что до задержания Путина дело не дойдет: президент просто не поедет в страны, где существует такой риск, говорят источники «Медузы». Но это, подчеркивают они, сужает и без того небольшое пространство международных контактов Путина и ломает повестку госпропаганды, которая намеревалась изображать президента как «борца с Западом», «защитника Африки от колониального угнетения» и «одного из лидеров многополярного мира».