Нехватка информации о финансовом состоянии банков может вызвать панику у вкладчиков, считает бывший глава «Открытия» Михаил Задорнов (руководил организацией в конце 2022 года). Об этом он рассказал в интервью РБК.
«Возможность bank run [набега на банки] и определенного недоверия у вкладчиков создает то, что они сейчас не обладают полной информацией о положении российских банков, как было еще год назад", - сказал Задорнов, в прошлом министр финансов России, занимавший этот пост во время дефолта 1998 года.
«У клиентов могут быть совершенно фантастические представления о некоторых банках, потому что они не до конца понимают, есть ли убыток, какой он, какая структура портфеля», — предупреждает банкир.
В марте прошлого года, после начала войны в Украине, ЦБ позволил банкам засекретить часть информации о своем финансовом состоянии.
До этого регулятор постоянно собирал оборотные ведомости кредитных организаций и публиковал их на своем сайте. В документах отражались в том числе движение средств и остатков по всем счетам баланса, а также собственный капитал банков. ЦБ раскрывал и данные о соблюдении кредитными организациями обязательных нормативов. Кроме того, регулятор и сами банки каждый месяц публиковали отчеты о прибылях и убытках, в которых было видно состояние процентных и комиссионных доходов или расходов.
С прошлого года большинство банков не публикуют эту информацию, а также квартальную и годовую отчетность.
По словам Задорнова, «отсутствие информации порождает чудовищ в головах и повышает уровень тревожности». Если отдельные отрасли экономики начнут будут падать, у населения может сложиться неправильное представление о финансовом состоянии банков, считает он.
«Если отдельные секторы экономики просядут, люди могут в отсутствие информации надумать: этот банк связан с просевшей отраслью, надо забирать из него деньги», — объяснил Задорнов.
В прошлом году вкладчики дважды устраивали «набеги на банки»: после начала войны и после объявления мобилизации. Так, в феврале 2022 года отток с банковских счетов составил 1,2 трлн рублей, а в сентябре — 500 млрд рублей, подсчитывал ЦБ.
Отток с валютных счетов физлиц стал рекордным в истории: за год клиенты вывели в иностранные банки $63 млрд.