На фоне войны и экономического кризиса в России упали продажи бизнес-литературы. В феврале они снизились на 10–28% год к году, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на участников рынка.
«Это связано прежде всего с падением интереса к самому жанру», — отметили в «ЛитРес», где продажи книг по бизнесу в феврале сократились на 28% по сравнению с прошлым годом. В «Альпина» падение оценивают на уровне 25%. «Они (продажи. — ТМТ) вернулись к показателям 2021 года, но уже начали восстанавливаться», — отметил гендиректор издательства Алексей Ильин.
В «Манн, Иванов и Фербер» (МИФ) зафиксировали снижение лишь на 1% по сравнению с февралем 2022 года, говорит руководитель редакционной группы издательства Ольга Киселева. Другие собеседники на книжном рынке заявляют о падении на 10%.
Еще в мае 2022 года дистрибуторы отмечали рост спроса россиян на художественную литературу и снижение интереса к книгам о бизнесе, инвестициях и саморазвитии. Книги по бизнесу «читают, когда можно подумать о развитии и системном улучшении», поясняли дистрибуторы.
Несмотря на это, в 2023 году отдельные книги в сегменте бизнес-литературы продолжают пользоваться высоким спросом. К примеру, продажи книг по «антикризисному управлению» в натуральном выражении выросли на 68% в феврале год к году, отмечают в «ЛитРес». «В условиях турбулентности обращение к кейсам и опыту авторов по кризисным периодам может дать ответы, как вести себя в схожих обстоятельствах», — подчеркнули в издательстве.
Самой популярной книгой в этой категории в феврале 2023 года стала «Менеджмент во время шторма. 15 правил управления в кризис» Максима Батырева. В ней автор рассказывает, как компании в России выживали в 1990-х, 2008, 2014 и 2020 годах. В Wildberries отметили, что самая популярная книга в категории бизнес-литературы на маркетплейсе сейчас — «Разумный инвестор» Бенджамина Грэма.
Рост популярности литературы в сфере антикризисного управления можно связать лишь с экономической ситуацией, считают участники рынка. «Предприниматели не сталкивались с подобным во время пандемии, сейчас они учатся жить по новым правилам и пытаются найти выход из ситуации — ищут схожие кейсы и пытаются „примерить“ их на свой бизнес», — объясняет собеседник.