Самолеты «Байкал», которые должны заменить устаревшие советские «кукурузники» Ан-2 для гражданской авиации на Дальнем Востоке, не будут использоваться для перевозки пассажиров.
Поставка первых пяти «Байкалов» дальневосточной авиакомпании «Аврора» ожидается в 2025 году, но их планируется «обкатывать» в лесоохране и санитарных полетах, пишут «Известия» со ссылкой на источник в перевозчике, а также на близкого к правительству собеседника.
«В начале, наверное, действительно попробуем „Байкалы“ в авиаработах», — отметил один из источников. По словам представителя «Авроры» Артура Ди, сейчас в компании ведут планомерную работу по детализации такой деятельности: обсуждают базирование самолетов, маршруты, планирование количества летных часов и проч.
«По факту окончания этого процесса определится максимально эффективная модель организации работ для данного борта», — сказал Ди.
В Минпромторге заявили, что самолеты проекта ЛМС-901 планируется сертифицировать в конце 2023 года, а до этого они по графику будут проходить опытно-конструкторские работы.
Всего на закупку авиатехники в лизинг правительство выделит «Авроре» более 55 млрд руб. До 2030 года авиакомпания должна будет получить 105 «Байкалов», отметил представитель Уральского завода гражданской авиации (УЗГА), который разрабатывает «Байкалы» по заказу Минпромторга.
Новые самолеты «Аврора» должна была получить в 2023 году, но, как отмечают источники, перевозчик долго согласовывал нужные комплектации самолета. В итоге машины, которые отправят на Дальний Восток, будут отличаться от базовой версии, сказал представитель УЗГА.
Изначально «Байкал» сертифицируют в «базовом облике» без дополнительных систем, что приведет к тому, что эксплуатант не сможет использовать «Байкал» для пассажирских перевозок или сочтет, что в такой версии самолет недостаточно безопасен либо не может выполнять регулярные полеты в сложных метеоусловиях, говорит исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев.
В действующем воздушном законодательстве есть ограничение на полеты самолетов с одним двигателем, каким является «Байкал», отмечает источник в одной из компаний, входящих в объединенную «Аврору».
По его словам, закон требует, чтобы пилот самолета с одним двигателем выстраивал маршрут так, чтобы в случае его отказа он сумел совершить вынужденную посадку. Это означает, что по всему маршруту следования в пределах 45 км должны быть посадочные площадки, которых на Дальнем Востоке нет.
Также есть проблема с ручной кладью — пассажиры на Дальнем Востоке берут ее много на борт, что уменьшит число мест в салоне с девяти до семи, а это приведет к росту цены летного часа, отметил источник.
В итоге дешевле будет летать не на «Байкалах», а на вертолетах, резюмирует ведущий эксперт Центра экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко.