МОСКВА/СИНГАПУР, 22 мар (Рейтер) - Подорожание партий легкой российской нефти ESPO Blend с перевалкой в апреле сдерживает спрос на майские грузы, цены на которые пока соответствуют апрельским, показал мониторинг Рейтер.
Партии ESPO Blend с отгрузкой в мае, торги которыми недавно начались, предлагаются покупателям по цене со скидкой около $9-$10 за баррель к ближневосточному эталону Dubai на базисе FOB Козьмино, что соответствует оценкам апрельских объемов, по данным трейдеров.
Три трейдера на рынке сорта сообщили, что крупные покупатели ESPO Blend - китайские переработчики - пока воздерживаются от заключения сделок с майскими партиями, ожидая изменений на рынке и возможных поворотов в деловом сотрудничестве между Москвой и Пекином после визита китайского лидера Си Цзиньпина в Россию 20-22 марта.
Китай, не присоединившийся к санкциям против РФ, закупает около 60 миллионов тонн нефти ESPO Blend в год по трубопроводу Сковородино-Мохе и танкерами через дальневосточный порт Козьмино.
Однако в апреле дорогу китайским покупателям перешёл другой крупный потребитель российского сырья - Индия, переработчики которой увеличили закупки ESPO Blend, спровоцировав подорожание российского дальневосточного сорта.
Трейдеры ожидают, что спрос на партии ESPO Blend с погрузкой на танкеры в конце мая возрастёт: китайские заводы традиционно увеличивают переработку в преддверии летнего сезона потребления моторного топлива.
Стоимость майских партий ESPO Blend в портах Китая на базисе DES (delivered ex-ship) составляет около минус $6,80 за баррель к ICE Brent, а предложения продавца достигают скидки $6 за баррель, что говорит о желании рынка пойти вверх. Однако подтвержденных сделок по более высоким ценам пока нет, отмечают трейдеры.
Участники рынка ESPO Blend оценивают партии сорта со скидкой к Dubai на базисе FOB, либо со скидкой к Brent на базисе DES, поскольку условия поставки отличаются в зависимости от конечного покупателя сорта.
«Небольшой рост цены на ESPO Blend не станет препятствием для спроса со стороны китайских НПЗ, этот сорт пока все равно существенно дешевле альтернатив», - сказал трейдер из Китая, добавив, что важным фактором будет активность покупателей из Индии на рынке сорта в мае.
Между тем стоимость поставок ESPO Blend из Козьмино в индийские порты выше, чем в Китай, что в сочетании с недавним ростом цен сдерживает аппетиты индийских переработчиков.
«Покупатели ESPO Blend в Индии есть, но продаж не будет, если цены отскочат до небольших скидок или даже премий к Dubai», - сказал трейдер.
По словам участников рынка, стоимость фрахта для 100-тысячных танкеров на маршруте из Козьмино в китайские порты составляет около $2,2 миллиона, что примерно в четыре раза выше уровней прошлого года, когда в отношении поставок нефти из РФ не действовали западные санкции.
Однако стоимость транспортировки партий ESPO Blend аналогичного объема в Индию еще выше - около $3,3 миллиона, указали собеседники Рейтер.
Поставка ESPO Blend из Козьмино в Индию с перевалкой на супертанкеры (VLCC) позволила бы существенно снизить издержки на фрахт, однако пока о таких отгрузках не сообщалось.
Еще один источник в отрасли сообщил, что ESPO Blend является привлекательным сортом для индийских НПЗ с менее высокой глубиной переработки. Более «простые» НПЗ не так сильно выигрывают от переработки более дешёвой среднесернистой российской нефти Urals, предпочитая сорта с более низким содержанием серы, такие как ESPO Blend.
(Муйу Ксу и Флоренс Тан в Сингапуре)