ВАШИНГТОН, 22 мар (Рейтер) - Молниеносность, с которой вкладчики бежали прочь из Silicon Valley Bank, выведя $42 миллиарда за 24 часа, поставила власти перед новым вызовом - массовым снятием средств из банков на волне ажиотажа в социальных сетях.
Прошли те времена, когда банки, оказавшиеся на грани финансового краха, можно было легко узнать по огромным очередям. Сегодня, в эпоху цифровых технологий, снять деньги можно с помощью лишь нескольких касаний экрана смартфона.
Появившиеся в начале марта в соцсетях сообщения о том, что ряд венчурных фирм, включая фонд Founders Fund влиятельного инвестора Питера Тиля, советует компаниям забирать деньги из SVB, спровоцировали биржевой крах и принудили клиентов экстренно выводить средства. Уже 10 марта власти закрыли SVB.
Швейцарский банк Credit Suisse, проданный при поддержке государства его бывшему заклятому сопернику UBS, не понаслышке знает об опасности социальных сетей. В прошлом году банк столкнулся с нарушением норм ликвидности в ряде подразделений после того, как неподтвержденное сообщение в соцсетях вызвало отток клиентов.
«Тот факт, что люди могут общаться намного быстрее... (изменил) динамику изъятия средств из банков и, возможно, то, как мы должны думать об управлении риском ликвидности», - сказал Тодд Бейкер из Колумбийского университета.
Управляющий хедж-фондом миллиардер Уильям Акман через несколько дней после краха SVB предупредил, что «ни один банк не будет защищен» от массового набега вкладчиков в условиях повсеместного распространения банковских онлайн-счетов и социальных сетей, если правительство не предоставит клиентам явную гарантию полного доступа ко всем их денежным средствам.
Регуляторы прекрасно сознают, что потенциальный наплыв клиентов в банки будет только нарастать. При этом остается неясным, как именно они собираются реагировать на панику, подстегиваемую постами в Твиттере.
Многих в США удивило решение о страховании всех банковских депозитов после закрытия SVB. По мнению экспертов, оно показало, что власти серьезно обеспокоены снятием вкладов и в других банках.
«Возможно, дело в том, что депозиты никогда не перемещались так быстро, и именно это легло в основу данного решения - отток из SVB был беспрецедентен», - сказал Николя Верон из Института международной экономики Петерсона.
БЫСТРОЕ ИСЧЕЗНОВЕНИЕ
Некоторые представители банковской отрасли преуменьшают риски очередного краха наподобие SVB под влиянием социальных сетей.
В качестве аргумента они указывают на уязвимость SVB перед масштабным выводом средств, инспирированным социальными сетями, в силу специфики клиентской базы банка, состоящей из технологических и венчурных предпринимателей, которые крутились в одних и тех же кругах.
«Это был центр влияния, и оно было сосредоточено в этой экосистеме, в отличие от других областей», - сказал Рэнделл Лич из Beneficial State Bank.
Тем не менее некоторые вкладчики по всему миру воздерживаются от риска, даже если уверены, что их банк в целом надежен.
Один из инвесторов сферы биотехнологий в Германии, ранее работавший в банке Credit Suisse, перед сделкой поглощения швейцарского гиганта сказал, что перевел свои личные вклады в другое учреждение, хотя считал Credit Suisse «хорошим банком». Пример SVB показал, как быстро могут исчезнуть депозиты, отметил он.
Дэн Оури из Корнелльского университета назвал отсутствие коммуникационной стратегии ключевым фактором, приведшим к краху SVB.
С утра пятницы, когда SVB рухнул, до конца выходных регуляторы должны были объяснить, что у банка уникальная бизнес-модель, в отличие от других, менее рискованных кредиторов, сказал он.
По словам Оури, неспособность донести эту информацию вызвала среди зарубежных вкладчиков обеспокоенность их средствами, что усилило напряженность в системе.
«Ничего из этого не прозвучало с утра пятницы и вплоть до воскресенья, что позволило твитосфере по-настоящему завладеть информационной динамикой и повесткой», - добавил он.
После этого другие региональные банки США оказались под давлением, а акции First Rebublic Bank упали в цене на 47% в понедельник из-за опасений по поводу ликвидности.
Драма SVB и безостановочные спекуляции в соцсетях могут в конечном итоге привести к тому, что банки начнут предоставлять круглосуточное обслуживание, включая выходные дни, считает Джез Мохидин из криптовалютного подразделения Nomura.
По словам Патриции Маккой из Бостонского колледжа, регулирующим органам также необходимо вести мониторинг соцсетей и разработать протоколы реагирования.
«Они должны искать любые признаки необоснованных слухов, паники в социальных сетях, и они должны делать это круглосуточно», - сказала она.
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду: (Ханна Лэнг в Вашингтоне и Элиза Мартинуцци в Лондоне при участии Криса Прентиса и Дугласа Гиллисона в Вашингтоне, а также Элизабет Хаукрофт и Людвига Бургера в Лондоне)