Сдача в плен российских военных не будет считаться преступлением в единственном случае — если военнослужащий находился в «беспомощном состоянии».
Об этом говорится в документе «О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях против военной службы», который Верховный суд подготовил вместе с Генпрокуратурой, Главным военным следственным управлением СК, Минобороны, Минюстом, ФСБ, ФСО, Росгвардией, Военной академией и Генштабом.
«Сдача в плен образует состав преступления только в том случае, если она была добровольной, то есть совершена сознательно при наличии возможности оказывать решительное сопротивление противнику и избежать захвата в плен», — говорится в документе (цитата по РИА «Новости»).
Однако если военнослужащий «по физическому состоянию не способен уклониться от плена: например, находится в беспомощном состоянии, в том числе вследствие тяжелого ранения или контузии», то это, согласно позиции Верховного суда, не должно рассматриваться как преступление.
В то же время добровольно сдавшийся в плен военнослужащий может избежать уголовного наказания «при наличии всех предусмотренных в норме условий»: в частности, если он «принимал меры для своего освобождения, вернулся в часть или к месту службы» и не совершал в плену другие преступления.
Верховный суд также предложил российским судам оправдывать дезертиров и тех, кто самовольно оставил место службы, если они пошли на это из-за тяжелых жизненных обстоятельств. К примеру, в случае болезни родственников или насилия со стороны сослуживцев. При этом оправдать за дезертирство можно лишь один раз, при повторном преступлении военнослужащие не будут освобождены от наказания, подчеркнул Верховный суд.
Подобный документ в России составлен впервые в современной истории. «Ни в советский период, ни позднее разъяснения Верховного суда о рассмотрении военными судами дел о всех воинских преступлениях и преступлениях против военной службы не были предметом обсуждения пленума Верховного суда», — отметил зампред суда, председатель судебной коллегии суда по делам военнослужащих Владимир Хомчик.
По его словам, разработка постановления — это результат изучения судебной практики по уголовным делам, которые военные суды рассматривали с 2010 по 2022 год. «То есть глубина изучения судебной практики составила более десяти лет, а по некоторым преступлениям — более чем 20 лет», — подчеркнул Хомчик.
В Минобороны предложили руководствоваться документом командирам частей, которые ведут процедуры дознания в войсках. Документ особенно актуален в период мобилизации и боевых действий, отметил начальник главного военно-политического управления Вооруженных сил генерал-полковник Виктор Горемыкин.