Диверсификация – главный принцип в бизнесе, инвестициях и политике, но, чтобы получить поддержку Китая, российские власти готовы сделать страну максимально зависимой от Пекина.
Активно «поворачиваться на Восток» Россия начала в 2014 г. Захватив Крым и получив в ответ западные санкции, Владимир Путин быстро договорился с председателем КНР Си Цзиньпином о строительстве газопровода «Сила Сибири». Переговоры по нему до этого шли долгие годы, а финансовые условия поставок до сих пор не раскрываются.
Не сумев запустить в Европе «Северный поток – 2» из-за начавшейся войны, Москва теперь готовится повторить трюк со вторым газопроводом в Китай. Строительство «Силы Сибири – 2» будет одной из главных тем переговоров Путина и Си. Новый трубопровод должен позволить России перебросить часть не нужных теперь Европе поставок в Китай.
«Логика событий диктует, что мы в полной мере становимся ресурсной колонией Китая, – сказал Financial Times человек, близкий к Кремлю. – Наши серверы будут от Huawei. <…> Китай будет получать газ по "Силе Сибири". К концу 2023 г. юань будет нашей основной валютой в [международной] торговле».
Правда, остается большой вопрос, насколько выгодным это будет для России. По оценке аналитика БКС Рональда Смита, при средней цене газа на европейском хабе в $700 за 1000 кубометров в 2023 г. (а в конце декабря цена была $1000) поставки в Китай по «Силе Сибири – 1» идут примерно по $290.
Экспорт в Турцию, СНГ и Китай, даже при росте поставок в последний почти вдвое в этом году, «не сможет заменить рынок ЕС», говорится в обзоре «Локо-Инвест».
Кроме того, реальность далека от расчетов по формуле «серверы от Huawei в обмен на нефть и газ». Товарооборот между Россией и Китаем увеличился в 2022 г. на 30% почти до $190 млрд, но во многом это объясняется ростом цен на энергоресурсы. Многие крупные китайские поставщики современных технологий и оборудования, включая ту же Huawei, свернули бизнес с Россией из-за опасения попасть под санкции США. Им на смену приходят небольшие, малоизвестные производители.
«В основном это китайские компании, которые даже близко не работают на зарубежных рынках с такими объемами, как ведущие бренды», – говорит Вита Спивак из консалтинговой компании Control Risks. По ее словам, до войны импорт современных технологий был у России более-менее диверсифицирован, теперь она переориентируется на китайских поставщиков, и в результате по некоторым позициям становится полностью от них зависима.
Крупный российский технологический инвестор называет таких поставщиков оборудования для сетей сотовой связи пятого поколения (5G) «дерьмовыми». Он сказал FT:
Это второй и третий уровень, скорее что-то похожее на 4,2G. Но это хоть что-то.
На встрече в Москве у Си и Путина совершенно разные цели, пишет в колонке в Bloomberg Джеймс Ставридис, почетный ректор Школы права и дипломатии Флетчера при Университете Тафтса, бывший верховный главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе. И они находятся в разном положении: китайский лидер после съезда Компартии в октябре и Всекитайского собрания народных представителей в марте утвердил свои позиции во главе вооруженных сил, партии и самой страны. Путин же проигрывает войну, и от Си ему как можно быстрее нужно оружие и демонстрация противостояния Западу.
Но Си – терпеливый, вдумчивый, стратегически мыслящий человек, отмечает Ставридис, и он хочет еще сильнее укрепить ситуацию, в которой отношения между Китаем и Россией становятся все более несбалансированными:
Путин многое сделал для того, чтобы Россия стала младшим партнером Китая, которому нужны ее нефть, газ, древесина и металлы. Путин временами бывает умным тактиком (как и следует бывшему разведчику-оперативнику), но он отвратительный стратег. Китай получит значительные скидки на российские нефть и газ станет их главным покупателем и таким образом стимулирует свою экономику, что является главной целью Си.
Российско-китайские отношения далеки от того, чтобы быть «монолитным блоком», пишет в недавней работе Чжао Лон из Шанхайского института международных исследований: «И, с точки зрения Пекина, они никогда не должны становиться таковым».