(Добавлен контекст, комментарий Казтрансойла, справочная информация, обновлен заголовок)
АЛМА-АТА, 20 мар (Рейтер) - Азербайджанское Каспийское морское пароходство (ASCO) начало транспортировку первой партии казахстанской нефти с месторождения Кашаган по маршруту Актау-Баку, говорится на официальном сайте пароходства в понедельник.
Первая партия, по данным ASCO, загруженная в танкер «Академик Хошбахт Юсифзаде», составляет 6.900 тонн сырой нефти.
«Танкер, отправляющийся из казахстанского порта Актау, доставит нефть на азербайджанский терминал Сангачал», - сообщила компания.
В начале марта Казахстан сообщил о том, что участник консорциума по разработке крупнейшего в Казахстане нефтяного месторождения Кашаган - японская Inpex в марте поставит пробную партию объемом 7.000 тонн кашаганской нефти по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД).
Казахстанская компания Казтрансойл подтвердила отгрузку нефти компании Inpex North Caspian Sea.
«Тестовая отгрузка показала возможность диверсификации экспортных маршрутов для кашаганской нефти путем железнодорожных перевозок в сторону Транскаспийского маршрута», - приведены в сообщении компании слова директора филиала японской компании в Казахстане Хироши Икеда.
Нефть Казахстана поступает в трубопровод БТД, ключевой экспортный маршрут для сырья Азербайджана, смешанным путем: часть транспортируется по железной дороге, часть - небольшими танкерами через Каспийское море с погрузкой в порту Актау для поставки в Баку и далее по трубопроводу.
Казахстан планирует экспортировать в 2023 году
1,5 миллиона
тонн нефти по БТД, февральский план составлял
120.000 тонн нефти Тенгизшевройла (ТШО
).
Казахстанская компания
Total&Dunga
начала экспорт нефти из Актау в БТД в сентябре 2022 года. В январе текущего года, по данным в терминале Refinitiv Eikon, объем экспорта компании в БТД составил 46.458 тонн, за сентябрь-декабрь прошлого года - 108.937 тонн.
Казахстан старается увеличить экспорт нефти в обход России, добиваясь диверсификации поставок, о которой летом 2022 года говорил президент страны Касым-Жомарт Токаев. Однако пока основным экспортным маршрутом остаётся Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) с конечной точкой на российском морском терминале Южная Озереевка около Новороссийска, а доля альтернативных поставок невелика.
Оператор Кашагана консорциум NCOC объединяет итальянскую Eni , американскую ExxonMobil, китайскую , британо-голландскую Royal Dutch Shell, французскую Total, японскую Inpex Holdings и казахстанский Казмунайгаз. (Мария Гордеева. Редактировала Оксана Кобзева)