Российские чиновники и законодатели возмутились решением Международного уголовного суда (МУС) в Гааге об ордере на арест Владимира Путина и принялись защищать президента.
Глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас назвал решение абсурдным и призвал «немедленно выдать» в России ордера на арест всех судей МУС.
С ним согласился сенатор Владимир Джабаров. По его мнению, своими «провокационными действиями» Международный уголовный суд «разжигает обстановку в мире». «Было бы неплохо, если бы, например, Басманный суд Москвы выдал ордер на арест в полном составе членов МУС», — заявил он. Джабаров также предложил создать «Донецкий народный трибунал», нацеленный на некоторых лидеров европейских стран.
Еще один сенатор Сергей Цеков заявил, что решение МУС показывает «ничтожность и никчемность» правовых институтов Запада и никаких последствий иметь не будет.
В Кремле саму постановку вопроса об аресте Путина посчитали «возмутительной и неприемлемой». В то же время пресс-секретарь президента Дмитрий Песков напомнил, что Россия не признает юрисдикцию Международного уголовного суда, соответственно, все его решения для нее «ничтожны с точки зрения права».
Зампред Совета безопасности Дмитрий Медведев сопроводил пост о решении МУС значком туалетной бумаги, отметив, что нет необходимости объяснять, где следует использовать этот документ.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что власти расценивают «любые нападки на президента как агрессию» против России.
Лидер ЛДПР и депутат Госдумы Леонид Слуцкий предложил выписать ордер на арест президента Украины Владимира Зеленского, «его шайке и их западным покровителям». По мнению парламентария, решение МУС об ордере на арест Путина — «пшик, рассчитанный на пропагандистский эффект на Западе». Слуцкий также назвал принудительную депортацию украинских детей «спасением» и заявил, что «теперь у них есть будущее в своей стране, в России».
Официальный представитель МИД Мария Захарова, как и Песков, назвала решения МУС «юридически ничтожными». «Россия не является участником Римского статута Международного уголовного суда и обязательств по нему не несет. С данным органом Россия не сотрудничает», — пояснила она.
17 марта досудебная палата Международного уголовного суда выдала ордеры на арест президента Путина и уполномоченной по правам ребенка Марии Львовой-Беловой. Решение приняли в рамках рассмотрения дела о «незаконной депортации людей из оккупированных Россией частей Украины», нанесшей ущерб украинским детям.
Львова-Белова посчитала это признанием своей эффективности. «Здорово, что международное сообщество оценило ту работу по помощи детям, что мы не оставляем их в зонах военных действий, что мы их вывозим их, что мы создаем для них комфортные условия, что мы окружаем их заботливыми, любящими людьми», — заявила она. От Путина комментариев не поступало.
Решение суда Гааги усложнит поездки президента в 123 страны. В договоре с Международным уголовным судом участвуют государства ЕС, Латинской Америки, Африки, а также «дружественные» и нейтральные России Казахстан, Армения, Бразилия, Сербия, Мексика и Афганистан.