(Добавлены детали отчета и презентации)
МОСКВА, 17 мар (Рейтер) - Один из крупнейших в РФ продовольственных ритейлеров X5 снизил чистую прибыль по IFRS 16 в четвертом квартале 2022 года на 73,8% до 2,1 миллиарда рублей в годовом выражении, сообщила компания.
Ее чистая прибыль за 2002 год увеличилась на 5,7% до 45,2 миллиарда рублей. Рентабельность по этому показателю сократилась на 20 базисных пунктов до 1,7%.
Выручка Х5 в четвертом квартале 2022 года выросла на 16,1% до 705,2 миллиарда рублей, за год - на 18,2% до 2,6 триллиона рублей.
Скорректированный показатель EBITDA при этом снизился на 0,9% до 66,8 миллиарда рублей в четвертом квартале, за год он показал рост на 12,7% до 305,5 миллиарда рублей.
Рентабельность по этому показателю за квартал упала на 163 базисных пункта до 9,5%, за год - на 56 базисных пунктов до 11,7%.
Компания заявила, что не отказывается в дальнейшем от намерений платить дивиденды, но за 2022 год считает лучшим для себя вариантом отказаться от выплат.
«Учитывая текущие рыночные условия, сохраняющиеся регуляторные ограничения и в соответствии с распределением прибыли в прошлом году, Наблюдательный совет будет рекомендовать общему собранию акционеров не выплачивать дивиденды по результатам 2022 года. Это обусловлено различными факторами, включая необходимость усилить внимание к поддержке покупателей и поставщиков для сохранения стабильной цепочки поставок и обеспечения доступности товаров на полках магазинов», - говорится в сообщении.
Компания при этом заявила, что остается приверженной своей долгосрочной цели распределения прибыли компании акционерам, но воздержится от выплат, «пока преобладают текущая неопределенность и регуляторные ограничения».
ФОКУС НА БЫСТРОРАСТУЩЕМ СЕГМЕНТЕ
Компания оценивает свою долю на рынке розничного продовольственного ритейла в 13,2%, она увеличила число магазинов за 2022 год на 11,5% до 21.323.
«Несмотря на внешние факторы, которые продолжают оказывать влияние на компанию в 2023 году, включая сохраняющуюся инфляцию и нестабильность цепочек поставок, мы уверены, что стратегия региональной экспансии Х5, инвестиции в розничные форматы с более доступными ценами и дальнейшее развитие нашего онлайн-бизнеса создали прочный фундамент для поддержания сильных показателей и высокого темпа роста в этом году», - цитирует сообщение компании слова ее главы Игоря Шехтермана.
Чистая розничная выручка Х5 выросла в четвертом квартале 2022 года на 16,3% на фоне роста торговых площадей на 8,3% и роста LFL продаж на 7,9%, в то время как продажи цифровых бизнесов X5 выросли на 35,8% в годовом выражении.
Выручка дискаунтеров Чижик выросла в 12 раз в годовом выражении - почти до 36 миллиардов рублей в 2022 году до 35,9 миллиарда рублей, за квартал - в 8 раз до 15,2 миллиарда рублей. На Пятерочку приходится по-прежнему основная часть выручки; этот показатель для сети вырос на 14,1% до 560,4 миллиарда рублей в 4 квартале и на 18,3% до 2,1 триллиона рублей за год.
«Учитывая текущую макроэкономическую ситуацию и динамику реальных располагаемых доходов в России, развитие Чижика, а также сети магазинов Пятёрочка останутся ключевыми приоритетами для компании в 2023 году», - говорится в сообщении.
В следующие три года компания планирует открыть более 3.000 магазинов Чижик, следует из ее презентации. По итогам 2022 года в группу входило 517 таких магазинов.
Выручка цифровых бизнесов компании (экспресс доставка, Vprok.ru, 5Post и Много Лосося увеличилась на 46,6% за год до 70,4 миллиарда рублей и составила 2,7% консолидированной выручки за 2022 год.
Х5 снизила капзатраты в 2022 году до 81,6 миллиарда рублей с 97,9 миллиарда рублей в 2021 году, наибольшая доля - 38% - пришлась на открытие новых магазинов.
Компания отмечает, что отдает приоритет проектам с наибольшей доходностью, постоянному снижению доли капзатрат в процентах от выручки.
В 2022 году компания значительно увеличила денежные средства и их эквиваленты в своем портфеле - до 43,3 миллиарда рублей с 26,1 миллиарда рублей, следует из ее презентации.
Коэффициент чистый долг/EBITDA по IFRS 16 составил 2,58 раза по состоянию на 31 декабря 2022 года. (Ольга Попова)