России удалось перенаправить потоки нефти и нефтепродуктов нескольким крупным странам в Азии, в январе и феврале 2023 г. объем экспорта был даже выше, чем в прошлом году. Но вывезти нефть из страны и продать ее – не одно и то же. У берегов Европы, Азии и даже Африки курсируют десятки танкеров, которые не могут найти покупателей и разгрузиться, сообщает Bloomberg.
На прошлой неделе в танкерах, находящихся в море, был 1,2 млрд баррелей сырой нефти – максимум для этого времени года с 2016 г., когда Vortexa начала собирать информацию. Аналогичная ситуация с дизелем и газойлем: их в танкерах, превратившихся в плавучие хранилища, в начале марта было на 4,4 млн баррелей. За период с 2016 г., когда такую информацию собирает Kpler, этот показатель всегда был менее 1 млн баррелей – лишь во время пандемии в 2020 г., когда спрос на топливо упал из-за массовых карантинов, он на короткое время превысил 2 млн.
«Объемы, покидающие российские порты и импортируемые покупателями российской нефти, не совпадают, – говорит Джованни Стауново, аналитик по сырьевым рынкам UBS. – Из-за этого растут объемы нефти "на воде"». В результате снижается количество танкеров, доступных для вывоза нефти, и, если нет возможности их загружать, это со временем приведет к вынужденному сокращению экспорта и добычи, считает он.
Россия уже объявила о снижении в марте нефтедобычи на 500 000 баррелей в сутки.
Но несмотря на это и на открытие китайской экономики после ковидных ограничений, в первом полугодии на мировом рынке будет наблюдаться значительный избыток нефти, сообщило на этой неделе Международное энергетическое агентство в ежемесячном докладе. Покупатели в Азии (Индия и, в меньшей степени, Китай) стали охотно приобретать российскую нефть, потому что после начала войны в Украине она стала продаваться со значительным дисконтом, отметило агентство:
Но рост объемов «на воде» указывает на то, что эти страны, возможно, начинают чувствовать дискомфорт от того, что доля российской нефти в их импорте стала столь большой.
Не менее четырех российских танкеров с нефтью сорта ESPO несколько недель ждут разгрузки в Китае, курсируя от одного порта к другому, отмечает Bloomberg со ссылкой на отслеживаемые им данные о перевозках. Танкер «Енисей» «Совкомфлота» более 10 дней стоял у берегов Ганы, прежде чем смог выгрузить дизель. Другое судно, Adamas I, загрузившее топливо в России в конце января, уже более 20 дней плавает у берегов Судана.