(Добавлены комментарии главы ЦБР, новая редакция текста и заголовка)
МОСКВА, 17 мар (Рейтер) - Российский Центробанк решил сохранить ключевую ставку на уровне 7,50%, где она держится с сентября 2022 года, поскольку расклад проинфляционных рисков с предыдущего заседания изменился несильно, и растущая вероятность реализации сценария мирового кризиса требует пока держать руку на пульсе.
В заявлении остался неизменным «ястребиный» сигнал о дальнейших действиях: «При усилении проинфляционных рисков Банк России будет оценивать целесообразность повышения ключевой ставки на ближайших заседаниях».
Глава ЦБР Эльвира Набиуллина после заседания сказала, что риски по-прежнему смещены в сторону проинфляционных.
«Поэтому мы продолжаем считать, что вероятность повышения ставки в текущем году превышает вероятность ее снижения», - сказала она.
Специально глава ЦБР указала, что диапазон средней ключевой ставки на этот год остается на уровне 7,0–9,0% годовых, а в нейтральный диапазон ставка сможет вернуться в 2025 году.
При этом ЦБР намерен в июле обновить оценку нейтральной ставки в рамках подготовки основных направлений денежно-кредитной политики.
«Уже сейчас можно сказать, что на нее значимо будут влиять три фактора. Во-первых, бюджетная политика — в частности, уровень структурного бюджетного дефицита. Во-вторых, премия за риск для нашей экономики. И в-третьих, уровень зарубежных безрисковых процентных ставок. Вероятно, эти факторы приведут к повышению нашей оценки нейтральной ставки. Однако их конкретный вклад мы будем оценивать к июльскому заседанию», - сказала Набиуллина.
Возможность повышения оценки нейтральной реальной процентной ставки с текущих 1-2% аналитики посчитали главным посылом регулятора инвесторам.
«Полагаю, что ЦБ может вернуть оценку нейтральной ставки к 2-3%... Когда инфляция выше цели из-за устойчивых факторов (как сейчас), ЦБ вынужден держать ставку выше нейтрального уровня. И само её повышение, при прочих равных, может означать более высокий уровень ставок по вкладам, кредитам и облигациям», - написал Дмитрий Полевой из ЛокоИнвеста.
«Именно поэтому бюджетные риски вызвали значимый рост доходностей по ОФЗ, и их новый равновесный уровень по инструментам с фиксированным доходом может быть выше, чем до 2022», - добавил он.
БОЛЬШЕ ОПТИМИЗМА?
Набиуллина в этот раз меньше говорила о повышении ставки, чем в феврале, отметив, что на заседании рассматривались два варианта: сохранение и возможное повышение ставки, без подробностей по шагам.
«Мы предметно не обсуждали шаг повышения ставки, мы обсуждали возможность повышения», - сказала глава ЦБР.
Аналитики согласны, что в целом риторика ЦБР осталась достаточно жесткой и стоит ожидать сохранения ставки на следующем заседании 28 апреля.
«Я думаю, что они придерживают смягчение риторики, потому что хотят добить ожидания, чтобы еще снизились», - сказала Софья Донец из Ренессанс Капитала.
«Инфляция сейчас конечно дает повод немного расслабиться», - добавила она.
Несмотря на смягчение инфляционного фона, рост внешних рисков не позволили ЦБР уйти в сторону смягчения риторики и большая часть пресс-конференции Набиуллиной была посвящена обсуждению банковского кризиса в США.
«Мы исходим из того, что это не приведет к какому-то мировому кризису», - сказала Набиуллина.
«Это, безусловно, не было частью базового сценария. И масштабный мировой финансовый кризис не является частью того базового сценария, из которого мы исходим. Мы отмечаем, что да, риск такого сценария несколько возрос и если он реализуется, это будет проинфляционным риском», - сказал зампред ЦБР Алексей Заботкин.
Сценарий мирового кризиса,
представленный ЦБР в прошлом году
, предполагает более жесткую денежно-кредитную политику.
Для России мировая рецессия будет означать снижение спроса на экспортные товары и новое проинфляционное давление.
«Прямого влияния на российскую финансовую систему нет, но сам по себе этот фактор добавляет неопределенности относительно дальнейшей траектории мировой экономики. Сложившаяся ситуация обостряет для западных центральных банков проблему балансировки между целями денежно-кредитной политики и рисками для финансовой стабильности. С одной стороны, мы видим уязвимость финансового сектора к процентному и другим рискам, с другой - текущее инфляционное давление остается повышенным», - сказала глава ЦБР.
Регулятор исходит из того, что западные центробанки наработали инструментарий в борьбе с банковскими кризисами и смогут купировать риски для мировой экономики.
«К концу года при устойчивости текущих трендов: подавленном частном потреблении, стабилизации госрасходов и снижении инфляционного фона – сохраняем наш прогноз по смещению ставки в диапазон 6,5–7%», - написали аналитики БКС.
«Продолжаем видеть пространство для снижения ключевой ставки во втором полугодии по мере снижения оценки проинфляционных рисков и подстройки инфляционных ожиданий к низкому уровню годовой инфляции (менее 4% в ближайшие месяцы)», - пишут аналитики Ренессанс Капитала.
По их оценкам, ставка может быть снижена до 6,5% по итогам 2023 года, хотя консенсус пока ожидает ее на уровне 7,5%. (Елена Фабричная. Редактор Дмитрий Антонов)