Финляндия начала опасаться, что использование Россией флота старых, плохо застрахованных танкеров для обхода западных санкций на экспорт нефти, может привести к экологической катастрофе в Балтийском море.
Как заявили финские официальные лица газете Washington Post, в декабре, после вступления в силу очередных ограничений, в Финском заливе стали появляться старые нефтяные танкеры, ранее не проходившие по этому маршруту. Состав судов изменился, поскольку желающих сотрудничать с Россией становится все меньше из-за санкционных и репутационных рисков. Теперь через Балтийское море проходят «танкеры-пенсионеры», которые должны были стать грудой металлолома, с экипажами, мало знакомыми с особенностями этого водного пути.
По словам собеседников издания, такие танкеры чаще всего не застрахованы. Это повышает вероятность того, что в случае разлива нефти или столкновения им не хватит ресурсов для организации спасательных работ.
Опасаясь подобных инцидентов, финские власти решили усилить учения и тренировки по реагированию на разлив нефти и другие экологические катастрофы, рассказал заместитель начальника округа береговой охраны Финского залива Микко Хирви. Также было собрано необходимое оборудование для ликвидации последствий стихийного бедствия, в том числе плавучие боновые заграждения для локализации разливов и корабли, способные собирать попавшую в море нефть.
Хотя об экологических инцидентах не сообщалось, даже небольшая проблема может иметь катастрофические последствия в Финском заливе, малая глубина которого и береговая линия, напоминающая фьорд, чрезвычайно затрудняют очистку, отметил Хирви. «Потенциальные риски есть, и они выше, чем раньше. Когда мы видим новые суда, которые раньше здесь не работали, мы действительно не знаем, насколько компетентен экипаж в навыках ледовой навигации», — пояснил он.
В декабре Reuters писало о буме на рынке старых нефтяных танкеров. Греческие и норвежские владельцы продавали их по рекордно высоким ценам ближневосточным и азиатским покупателям, воспользовавшимся стремительно растущими ценами на фрахт судов, готовых поставлять российскую нефть в Индию и Китай.
Крупные западные компании обычно прекращают использовать танкеры старше 15 лет, большинство из которых затем отправляют на металлолом. Между тем, возраст судов нынешнего флота, используемого Россией, достигает 20 лет.