Падение розничных продаж в России в 2022 году затронуло все группы товаров повседневного спроса, кроме одной — алкоголя. К такому выводу пришли аналитики NielsenIQ, проанализировав потребительские предпочтения россиян.
По итогам года войны продажи продовольственных товаров сократились на 2,4% в физическом выражении, а непродовольственных на 5,8%.
При этом объемы реализации алкоголя выросли не только в деньгах (на 11,2%), но и в литрах (на 0,7%). Крупнейшей категорией, на которую приходится 82,9% выпитого россиянами алкоголя, остается пиво, хотя его продажи и стагнировали в прошлом году.
При этом резко вырос спрос на крепкий алкоголь: продажи водки увеличились на 2,4%, бренди — на 7,6%, джина — на 41%.
Столкнувшись со всплеском инфляции, которая в первые месяцы войны достигала рекордных за 20 лет значений, а затем — массовой мобилизацией, российские потребители переключились в режим экономии. Поэтому вырос спрос на алкоголь среднего и низкого ценового сегмента, а также отечественную продукцию, отмечает NielsenIQ.
Так, например, доля импортного пива в продажах упала за год с 10,2% до 6,7%, а доля отечественного превысила 60%.
По данным Росстата, в прошлом году розничные продажи в России сократились на 6,7%, при этом в декабре спад стал рекордным с начала войны — на 10,5%. Устойчивая слабость потребительского спроса отчасти связана с тем, что самих потребителей стало меньше, отмечает Наталия Орлова, главный экономист Альфа-банка: до миллиона россиян покинули страну, спасаясь от войны и мобилизации, а еще как минимум 300 тысяч были призваны в армию и брошены на фронт.
Спад оборота ретейла кратно превысил сокращение реальных располагаемых доходов населения, которое Росстат оценил всего в 1%. А это говорит о «смещении предпочтений населения к сберегательной модели поведения, что негативно для экономики», предупреждает Орлова.