Правительство выделило 300 млрд руб. российским авиакомпаниям на выкуп самолетов у иностранных лизингодателей, заявил глава Минтранса Виталий Савельев.
«Мы пытаемся выкупить самолеты у иностранных лизингодателей. Мы хорошо понимаем этот вопрос. И правительство выделило уже порядка 300 млрд руб.», — сказал Савельев (цитата по «Интерфаксу»).
После введения санкций за войну в Украине он оценивал число иностранных бортов в 595 единиц, а их общую стоимость — в 20 млрд долларов. По словам министра, «Аэрофлот» уже выкупил 10 дальнемагистральных самолетов на выделенные правительством средства, хотя сама компания в конце 2022 года сообщила о выкупе 18 бортов: восьми Airbus A330 и десяти Boeing 777.
«Многие авиакомпании, к сожалению, пошли на то, чтобы самолеты сдавать», — отметил Савальев. Но в целом авиаперевозчики потеряли 75 самолетов, из которых четверть находилась на обслуживании за рубежом и была арестована. После этого правительство инициировало закон, запрещающий компаниям вывозить самолеты.
«Мы их прикрыли этим законом, и они понимают, что самолеты не вывезти без согласования. Мы такого согласования, конечно, не дадим», — сказал Савельев.
По его словам, на сегодняшний день в парке российских авиакомпаний находится 1297 самолетов, из которых 1167 — пассажирские. «Средний возраст парка отечественных и импортных самолетов в наличии — 15 лет, это означает, что поддержание летной годности мы обеспечим еще порядка десяти лет и дадим нашему Минпромторгу время на разработку новых моделей самолетов», — сказал министр.
При этом он подчеркнул, что ни один самолет не был каннибализирован. «У нас нет каннибализации, как мы предполагали — все самолеты работают в нормальном режиме», — отметил Савельев. По его словам, все самолеты обеспечиваются по параллельному импорту «нормальными» запчастями, которые «не на коленке сделаны».
ЕС и США закрыли небо для российских самолетов и ввели ограничения на экспорт в Россию товаров авиационной отрасли сразу после начала войны в Украине в феврале 2022 года. Лизинговые компании потребовали вернуть самолеты до конца марта. В ответ Росавиация рекомендовала российским компаниям не выполнять рейсы за рубеж бортами в иностранном лизинге, а президент РФ Владимир Путин подписал закон о регистрации в России прав на иностранные самолеты в лизинге.
В апреле прошлого года ЕС смягчил санкции против российской авиации, разрешив поставки в РФ товаров и технологий для обеспечения технических стандартов Международной организации гражданской авиации. В ноябре США также смягчили санкции.