МОСКВА, 15 мар (Рейтер) - Оптовые партии дизтоплива на НПЗ Казахстана подешевели на 8-13% за неделю под давлением властей, которые пытаются обеспечить сети АЗС необходимыми объемами топлива по низким ценам, показал мониторинг Refinitiv Kortes и сообщили участники рынка.
По информации четырёх источников в торговых компаниях, Минэнерго рекомендовало владельцам нефтепродуктов на прошлой неделе продавать дизтопливо в марте для розничных сетей по ценам не выше 245.000 тенге за тонну с НДС и акцизом, в то время как максимальная стоимость продукта составляла в начале месяца 340.000-375.000 тенге за тонну.
Дизтопливо для аграриев поставляется в этом месяце по цене 222.000 тенге за тонну с НДС на базисе FCA, также по решению Минэнерго, сообщили источники.
Минэнерго Казахстана пока не ответило на запрос Рейтер о комментарии.
Согласно поправкам в закон «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов», введенным в действие с 3 марта 2023 года, государство регулирует не только розничные, но и оптовые цены на нефтепродукты для стационарных АЗС. http://zan.gov.kz/client/#!/doc/176671/rus
Власти Казахстана еще не установили регулируемые оптовые цены, продолжая работать над проектом приказа, публикация которого ожидается после 20 марта, и пока ограничиваясь рекомендациями держать оптовые цены не выше уровня розничной стоимости с учетом доставки.
Регулирование цен может спровоцировать нехватку дизтоплива, предложение которого уменьшится, особенно с учетом остановки Чимкентского НПЗ на ремонт с 15 марта по 13 апреля, опасаются участники рынка.
Ресурсовладельцы, не согласные с решением Минэнерго зафиксировать оптовую цену, уже приостановили продажи.
«Дизель по 245.000 тенге купить практически невозможно, а выше цену ставить уже нельзя - могут не разрешить дальнейшие продажи. Некоторые давальцы снизили цены, а другие просто не продают дизель», - сказал источник в торговой компании.
Отраслевые источники сообщили о нехватке дизтоплива на АЗС в южных областях Казахстана, которые обычно обеспечиваются нефтепродуктами с Чимкентского НПЗ.
«На юге уже дизтоплива мало, мелкие сети остановили продажи», - сказал источник.
Везти дизтопливо с Атырауского или Павлодарского НПЗ на юг страны, где розничные цены составляют 230 тенге за литр, невыгодно говорят трейдеры.
Запасы топлива в резервуарах НПЗ по состоянию на 14 марта - 92.700 тонн дизтоплива и 99.252 тонн автобензина, по данным Информационно-аналитического центра нефти и газа, предоставленные Refinitiv Kortes.
«Часть дизтоплива в остатках на НПЗ - это для социальных поставок, объемы проданы, но деньги еще не получены», - сказал источник, знакомый с ситуацией.
В марте дизтопливо казахстанского производства запланировано для поставок на внутренний рынок в объеме 387.111 тонн, из которых 102.000 тонн для сельхозпотребителей, 25.000 тонн - для Казахстанской железной дороги, 3.000 тонн - для Казмунайгаза-Аэро, для биржевых продаж - 9.229 тонн и 247.685 тонн - для прямых поставок на АЗС, согласно графику Минэнерго.
Промышленным предприятиям рекомендовано приобретать импортное дизтопливо, которое, по данным опроса Refinitiv Kortes, предлагается на российско-казахстанских погранпереходах по $670-$730 за тонну без местных налогов для марки межсезонное.
Импорт дизтоплива в Казахстане с 1 по 12 марта составил около 19.500 тонн, за весь февраль - около 40.000 тонн, по данным экспедиторов.
Минэнерго Казахстана согласовало с РФ беспошлинную поставку 850.000 тонн дизтоплива в этом году, сообщил во вторник министр Болат Акчулаков.
В марте Атырауский и Чимкентский НПЗ перешли на выпуск межсезонного дизтоплива с предельной температурой фильтруемости (ПТФ) минус 5 градусов Цельсия, сообщили участники рынка.
($1 = 467,3 тенге)