Доходы России от экспорта углеводородов продолжают стремительно сокращаться из-за отключения газа европейским странам и скидок, которые вынуждены давать нефтяники немногочисленным покупателям в Азии.
В феврале российская экономика заработала $11,6 млрд на продаже нефти и газа, подсчитало Международное энергетическое агентство (МЭА). По сравнению с тем же месяцем 2022 года экспортная выручка схлопнулась на 45%, или в среднем на $300 млн в день и стала минимальной более чем за год.
Физические объемы продаж нефти и нефтепродуктов сократились до 7,5 млн баррелей в сутки и стали самыми низкими с сентября, отмечает МЭА.
Хотя российским нефтяникам «удалось относительно успешно» удерживать объемы экспорта, их доходы пострадали из-за европейского эмбарго и потолка цен, пишут эксперты агентства.
Так, средняя цена российских баррелей, уходящих за рубеж, в феврале составила $52,48, а основной экспортный сорт Urals продавался по $45,27 за бочку при отгрузке из черноморских портов. Впрочем, речь идет о ценах на условиях FOB, которые не учитывают стоимость транспортировки и страховые услуги.
Заметно выше потолка цен, по данным МЭА, торгуются российские марки ESPO, Sakhalin и Sokol. Они добываются на Дальнем Востоке и предназначены для азиатских рынков.
Ниже «потолка» ушли и цены на российские нефтепродукты попавшие под санкции Евросоюза и стран G7 с начала февраля. Так, например, дизель российского происхождения подешевел на треть и продается со скидкой более $30 к европейским маркам, хотя еще осенью этот дисконт отсутствовал вовсе.
И хотя доходы нефтяной отрасли падают, объемы добычи остаются «удивительно стабильными», пишет МЭА, отмечая, что России удалось перенаправить экспорт на новые рынки.
Тем не менее это не продлится долго, полагают в агентстве: по итогам года России придется сократить нефтедобычу на 740 тысяч баррелей в сутки — до 10,4 млн баррелей в день.