В Госдуму внесли проект поправок в закон «О торговле» (381-ФЗ), который обяжет дилеров продавать автомобили по рекомендованной розничной цене. Также он запретит дилерам устанавливать дополнительное оборудование на автомобили до их продажи конечному пользователю, чтобы исключить случаи навязывания опций, пишут «Ведомости» со ссылкой на документ, который предложил депутат от КПРФ Олег Лебедев.
«На фоне изменяющейся экономической и политической обстановки производители транспортных средств в 2021 г. увеличили рекомендованные цены на свою продукцию от 18 до 40%. В 2022 г. цены производителей продолжили стремительный рост, динамика составила 19%», — отмечается в пояснительной записке к документу.
При этом дилеры начали навязывать покупателям различные опции, в результате чего машину с рекомендованной розничной ценой производителя в 1 млн руб., которая уже включает прибыль дилера, стало невозможно купить дешевле 1,8–2 млн руб., подчеркивается в записке.
По словам депутата Лебедева, его инициатива направлена на защиту потребителей среднего класса и была предложена после многочисленных обращений граждан из регионов. Он отметил, что разумное сочетание рыночных подходов с регулированием правил торговли пойдет на пользу покупателю.
Согласно оценке «Автостата», размер накрутки дилера на конечную стоимость машины в салоне в 2022 году составлял от 10 до 30% от рекомендованной розничной цены. Но, по словам исполнительного директора агентства Сергея Удалова, текущий уровень накрутки ему не известен.
Средняя цены нового легкового автомобиля в 2021–2022 годы выросла на 18 и 17% соответственно, достигнув 2,33 млн руб., следует из данных «Автостата». Основная причина роста цен — ограниченное предложение: в 2021 году оно было вызвано дефицитом микроэлектроники, а в 2022-м — массовым исходом из России зарубежных производителей.
В прошлом году были злоупотребления ценами, но в текущий момент регулирование уже неактуально, считает вице-президент ассоциации «Российские автодилеры» Алексей Подщеколдин. «На рынке кроме продукции "АвтоВАЗа" нет бюджетных машин. Китайские автомобили стоят более 2 млн руб., большого спроса на них нет, и навязать покупателю ничего невозможно», — отметил Подщеколдин.
«Что касается навязывания допоборудования, то проблема стояла остро у так называемых серых дилеров около года назад после скачка цен на машины, а спустя четыре месяца от проблемы не осталось и следа, спрос упал», — поясняет директор розничных продаж «Авилона» Ренат Тюктеев. По его словам, дилерская маржа на автомобили варьируется от 4 до 6%, но с этих денег финансируются стоки по ставке 8–10%, а также выплачиваются аренда, зарплаты и налоги.
По мнению Удалова, рекомендованная розничная цена утратила смысл — на оставшуюся продукцию иномарок она недействительна, а запрашивать ее на технику, привезенную по параллельному импорту, бессмысленно. Поэтому поправки будут иметь силу только для «АвтоВАЗа» и официальный китайских импортеров, заключил эксперт.