Рыночная капитализация финансовых компаний развитых и развивающихся стран, входящих в индексы MSCI World Financials и MSCI EM Financials соответственно, сократилась в пятницу и понедельник на $465 млрд из-за опасений, связанных с разрастанием банковского кризиса после краха американского Silicon Valley Bank (SVB).
На этом падение котировок не закончилось. Во вторник волна распродаж охватила азиатские банки: индекс MSCI Asia Pacific Financials потерял 3,1%.
Накануне индекс американских региональных банков KBW Regional Banking рухнул на 7,7%, главным пострадавшим стал First Republic Bank, потерявший почти 73% капитализации. Агентство Moody’s поставило его кредитный рейтинг на пересмотр в сторону возможного понижения.
«Мы ходим по осколкам. Необходимо точно понимать, какие последствия это может иметь для всего [банковского] рынка», – сказал Bloomberg Джон Вудс, директор по инвестициям в Азиатско-Тихоокеанском регионе Credit Suisse. Он полагает, что Федеральная резервная система США может взять паузу в повышении процентной ставки, потому что складывающаяся ситуация «во многом порождает риски в области ликвидности».
SVB рухнул в пятницу, став вторым по размеру активов банкротом в банковском секторе США после коллапса Washington Mutual во время кризиса 2008 г. Хотя у SVB были специфические и не характерные для большинства банков проблемы в структуре портфеля облигаций, его крах породил опасения, что слишком сильный и быстрый рост процентных ставок в мире может отрицательно повлиять на стоимость вложений банков в гособлигации и другие инструменты.
На рынке широко распространено мнение, что ФРС будет продолжать повышать ставки, «пока что-нибудь не сломается», пишет Йон Триси, издатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money. Истории банка Silvergate (работал в секторе криптовалют, начал испытывать проблемы в ноябре 2022 г. после краха криптобиржи FTX и заявил о закрытии в марте 2023 г.) и теперь – SVB, а также Signature Bank (был закрыт властями в воскресенье) «означают, что что-то сломалось».
«Разумно предположить, что мы теперь находимся в конце цикла повышения ставки, – считает Триси. – Единственный вопрос заключается в том, зашел ли этот цикл уже достаточно далеко и запустил ли процесс рецессии».
«Мы всегда говорили, что единственное, что сможет остановить ужесточение денежной политики ФРС, – это финансовый кризис. Пока не ясно, удалось ли предотвратить его распространение», – отметила Жиана Суонк, главный экономист KPMG.
Утром в понедельник рынок процентных фьючерсов показывал 15%-ную вероятность того, что на заседании 22 марта ФРС не изменит ставку, хотя еще на прошлой неделе ожидалось повышение на 0,25-0,5 процентного пункта. Во второй половине дня эта вероятность выросла более чем до 30%.