Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Ценность мира, или Война как единственно возможная форма существования

Что думают мои знакомые, российский средний класс, о сегодняшней ситуации в России – об этом я написала в фейсбуке пост, наблюдение. Обычный пост, собрание коллективного образа мыслей, столь часто встречающегося. Я никак не могла предвидеть того, что случилось потом.
В Украине российские ракеты разрушают жилые дома, а жизнь у россиян практически не изменилась
В Украине российские ракеты разрушают жилые дома, а жизнь у россиян практически не изменилась Фото М. Денисова. Mos.ru

Мой маленький текст комментировали, препощивали и обсуждали весь вчерашний день будто самую свежую и необычную новость. Будто я открыла какой-то сверхтайный источник знания. Меня это потрясло. Как же, думаю, мы мало знаем окружающий нас мир, и как плохо его представляем себе!

Я давно не спорю ни с кем, кроме самых близких, но я стараюсь всех слушать. И чем менее я согласна с людьми, тем внимательней слушаю: хочу понять их картину мира, на чем она основана, чем аргументирована, есть ли у них запрос на альтернативную информацию. Если есть – можно говорить дальше, но чаще – нет, и тогда спорить не имеет смысла. И все чаще не имеет смысла говорить с людьми с обеих сторон, хотя сторон все-таки не две.

Естественное состояние

В фейсбучном тексте я рассказала про компанию, в которой оказалась. Свела несколько разговоров в один. Группа моих собеседников, действительно, довольно пестрая: разные по положению и образованию люди, лично мне знакомые, но никаких оснований для социологически обобщений у меня нет. Они в активном, но не молодом возрасте, 40- 55 лет, все успешно работают, у кого свой бизнес, кто на госслужбе, кто на службе в крупных частных компаниях, но не топ-фигуры. Хорошо зарабатывают, чувствуют себя уверенно. В общем, можно назвать их средним классом.

Главное, что их объединяет: все они – счастливые люди, полные сил, планов, радости. Ведут здоровый образ жизни, занимаются спортом, много путешествуют, хотя сейчас ездят в основном по России. Война с Украиной не затронула их основ – у них всё так же, как и год, и два назад, разве что возможность ездить по миру меньше, но из-за ковида она уже была ограничена. Меня удивило, что между собой они не говорят о политических новостях, не обсуждают ситуацию с Украиной, и я стала их расспрашивать об этом.

Да, все сейчас думают, что это надолго. На годы, а может и на десятилетия. Это их не радует, конечно, и они жалеют, что «специальная военная операция» так затягивается. Но верят, что мир всегда живет войной, и это скорей естественное состояние. Война в конечном итоге выгодна для экономики, поэтому политики всего мира ее поддерживают.

Убеждены, что санкции показали свою неэффективность, то есть, достать можно все, что реально нужно, логистические проблемы решать даже интересно. У всех свои надобности, некоторые компании возвращаются в Россию, другим найдется замена на востоке.

Прогнуться под США было бы обидно, но пока нам есть чем ответить, если их агрессия продолжится. Не сомневаются, что именно американцы – истинная причина войны, а мир в целом – это всегда борьба влияний и сдаваться нельзя. Конечно, было бы прекрасно, если бы наступил мир, - прекратили стрелять, но в сегодняшних условиях это нереально: новые территории уже наши, а США не прекратят снабжать оружием Украину. Возврата к прежним отношениям с Европой и Америкой уже никогда (или очень долго) не будет.

Система – не сахар, так она нигде не сахар

Да, в целом всем жить будет хуже, бедность вырастет, безопасность снизится, и это надолго. Поэтому надо просто минимизировать потери. Ну и хотелось бы стабильности - с санкциями в том числе, пусть уж будут всегда в таком формате, обойти их не трудно. В IT-индустрии вообще развитие идет полным ходом, тем более что сняты многие ограничения, конкуренция не мешает, да, пока идет не так хорошо, как у Microsoft, и дороже стоит, и работает хуже, но через пару лет наладим. Проблемы есть - нехватка кадров, многие специалисты высокого класса уехали, и в отличие от обычных программистов, обратно не возвращаются. Но это ничего, выучим новых, зато создадим - давно пора – по-настоящему суверенную экономику.

Наш политический строй не идеален, мягко говоря, но уж точно не хуже, чем в США. Нигде современная политика не проводится в интересах людей. Справедливости не бывает. Преследования, перегибы и крайности неизбежны при любом строе. В России этот маятник имеет широкий размах, в 90-е была полная свобода, сейчас гайки сильно закрутили, возможно, со временем потом все придет в равновесие. Да, в культуре и в журналистке делается много глупостей, обидно, но свобода слова – миф, ограничения неизбежны. Сажать в тюрьму за детский рисунок - абсурд, но это все же частный случай, так работают люди на местах. Симонян, которая грозится разнести Тбилиси, понятно, говорит это не всерьез, скорей всего, это кому-то сигнал в большой игре, никто в публичном поле не говорит, что думает.

В общем, люди согласны, что у нас система не сахар, а где он, сахар? Вот у один знакомый…. и дальше рассказывается история несправедливости, которую знакомый пережил в Германии, Франции, США, где закон гибко меняют в пользу корпораций, против людей и т.д. Убеждение, что нигде власть не действует в интересах общества - неколебимо.

Украина действует не самостоятельно, там подавлены группы людей, которые хотели бы быть с Россией. Впрочем, реальной информации у нас нет, но и вообще вся информация - не объективна, везде работают пропагандисты, которые в интересах разных систем подтасовывают факты.

Имитация обсуждения

После того как это текст вирусным образом разошелся в соцсетях, его активно комментировали все подряд. Я прочла многие, и для себя разложила оценки на три группы.

Главная реакция первой группы – «какой ужас!» Так говорят те, кто или на самом деле думал, что мир делится на два лагеря, и их внезапно и горько ударило знание о том, что есть такие люди, которые больше заняты частной жизнью, чем гражданской позицией, или считает, что его долг честного человека – громко возмутиться.

Вторая группа отрицают объективность наблюдения, заявляя, что автор взялась за дело, в котором ничего не понимает, и что делать выводы на основе случайно услышанных разговоров – непрофессионально и глупо.

В третью группу входят люди, согласные с тем, что приведенные мнения действительно часто встречаются среди россиян, и им лично довелось с такой позицией неоднократно сталкиваться.

Понятно, что эмоциональные оценки всегда преобладают в такого рода коммуникациях, но удивляет, что эта информация будто впервые ощущается как проблема. Будто раньше людям не приходило в голову, что если страна работает, в ней ходят поезда, функционируют коммуникации, работает ритейл, - все это обеспечивают миллионы человек, у которых нет времени погружаться в море телеграмм-каналов, выуживать информацию, сверять данные… И им проще обнулить все, что противоречит их опыту. И их желанию хорошо жить, здесь и сейчас. А одна из причин – в давнем отсутствии в стране публичных дискуссий.

Когда-то давным-давно я работала на телевидении, в ток-шоу, редактором, и в нашу задачу входило искать острые темы и гостей, которые обсуждали бы их со всех сторон. Тогда надзирающие от канала постоянно требовали от нас, чтобы мы делили экспертов строго на «за» и против», науськивали их друг на друга, чтобы в студии было больше драйва. Мы сопротивлялись, и нас, в конце концов, закрыли.

Теперь драйва очень много. Даже слишком. Но совсем не происходит обсуждений, только их имитации. Публичное поле с разными мнениями могло бы дать возможность людям представить весь спектр мнений, продемонстрировать реальную сложность мира. Я очень печалюсь из-за того, что выражение «все не так однозначно» стало ругательством у либеральной части журналистов… Нетерпимость к разнице, к представительству, в том числе, и взаимно непопулярных мнений, убила дискуссионность.

Сложность мира свелась к нетерпимости, в этом смысле война становится действительно единственной приемлемой формой существования.

А вот это уже не просто печально, это чудовищно.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку