(Технический повтор)
ЛОНДОН, 13 мар (Рейтер) - Европейский центральный банк, похоже, в очередной раз значительно повысит ставки в предстоящий четверг, заставляя рынки беспокоиться о том, насколько далеко регулятор готов зайти в борьбе с инфляцией.
Внезапный скачок базовой инфляции в феврале вызвал тревогу у чиновников по поводу устойчивости ценового давления.
Рынки активно ставят на дальнейшее ужесточение ДКП. С июля 2022 года ЕЦБ уже повысил ставки на 3 процентных пункта.
«После недавней переоценки на финансовых рынках следующих шагов ЕЦБ, накал страстей продолжается», - сказал Карстен Бжески из ING.
Ниже представлены пять вопросов для рынков:
1/ Что будет делать ЕЦБ?
Председатель ЕЦБ Кристин Лагард считает очень вероятным повышение ставок на 50 базисных пунктов.
Ожидается, что ЕЦБ изберет ястребиную риторику, указывая на то, что неопределенность вокруг инфляции и экономического роста оправдывает дальнейшее ужесточение ДКП, чтобы предотвратить смягчение финансовых условий, спровоцированное его комментариями в феврале.
«Все ожидают, что ЕЦБ повысит ставки на 50 б.п., и, конечно, неожиданное повышение на 75 б.п. скажется на рынках, по крайней мере, в краткосрочной перспективе», - сказал Фрэнсис Яред из Deutsche Bank.
«Однако рыночные и экономические показатели продолжают говорить нам о том, что политического курса, заложенного в оценки инвесторами, недостаточно для усмирения инфляции, поэтому ЕЦБ придется сделать больше», - добавил он.
2/ Что произойдет после марта?
Рынки закладывают в цены повышение ставок на 50 б.п. в мае, в связи с чем сигналы ЕЦБ имеют ключевое значение.
В частности, регулятор может заранее пообещать еще одно ужесточение, сигнализировать о подходе принятия решения на каждом отдельном заседании или обозначить несколько более мелких повышений.
Ястребы призывают к более решительным действиям. Глава центробанка Австрии Роберт Хольцманн считает целесообразным повышение ставок на половину процентного пункта на каждом из четырех последующих заседаний. Главный экономист ЕЦБ Филип Лейн, в свою очередь, рассуждает о том, что калибровка дальнейшего повышения ставок зависит от новых прогнозов и поступающих данных.
Тем временем ожидается, что ЕЦБ продолжит придерживаться планов сокращения баланса на 15 миллиардов евро ($15,89 миллиарда) в месяц до июня включительно.
«ЕЦБ видит главной задачей повышение ставок до необходимого уровня, и ничто другое не имеет такого значения», - сказал Фредерик Дюкрозе из Pictet Wealth Management.
3/ Где будет пик ставок?
Согласно рыночным ожиданиям, ставки в еврозоне могут достичь 4% к концу года. Ожидания роста стоимости заимствований в США также резко усилились.
Многие банки ожидают, что ставки достигнут своего пика где-то на этом уровне, что предполагает дальнейшее ужесточение на 150 б.п.
Доходность двухлетних гособлигаций Германии подскочила выше 3% в конце февраля впервые с 2008 года – еще одно свидетельство того, что трейдеры настроены на резкое повышение ставок.
«Я подозреваю, что рыночные оценки становятся слишком агрессивными, поскольку к лету слабость роста и замедление инфляции должны стать очень очевидными», - сказал Гай Миллер из Zurich Insurance Group.
4/ ЕЦБ считает, что инфляция укоренилась?
Показатель инфляции, не учитывающий волатильных цен на продукты питания, энергоносители, алкоголь и табак, достиг рекордного уровня в 5,6% в феврале. Ряд чиновников опасаются, что это увеличение является результатом резкого роста зарплат в секторе услуг, из-за которого трудно переломить высокие темпы инфляции.
Лагард считает, что базовая инфляция в ближайшей перспективе останется на высоком уровне, но на этом временном отрезке она начнет испытывать давление со стороны принимаемых регулятором мер.
Аналитики говорят, что кумулятивный эффект от повышения ставок пока не начал ощущаться и в дальнейшем будет способствовать снижению инфляции.
5/ Что насчет последних прогнозов ЕЦБ?
Признаки устойчивости экономики указывают на то, что прогнозы роста ЕЦБ на 2023 год, которые также будут опубликованы в четверг, могут быть пересмотрены в сторону повышения. Рост деловой активности в еврозоне в феврале достиг максимума девяти месяцев.
Падение цен на энергоносители и укрепление евро примерно на 6% на торгово-взвешенной основе с августовских минимумов предполагают, что прогнозы базовой инфляции могут быть пересмотрены вниз.
Сильное базовое ценовое давление означает, что долгосрочные прогнозы окажутся под пристальным вниманием участников рынка.
«По их прогнозам, общий показатель инфляции должен быть ниже, так как цены на энергоносители падают, но базовая инфляция остается очень упрямо высокой, - сказал Эоин Уолш из TwentyFour Asset Management. - Они, конечно, будут проявлять осторожность, чтобы их тон не показался слишком голубиным».
($1 = 0,9442 евро)
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:
(Дхара Ранасингхе в Лондоне и Стефано Ребаудо в Милане при участи Суманты Сен, Крипы Джаярам, Риддхимы Талвани)