МОСКВА, 10 мар (Рейтер) -
* Данный материал был произведен в России, где законодательство ограничивает освещение специальной военной операции РФ в Украине
Несколько танкеров с грузом сжиженного углеводородного газа (СУГ) не могут выйти из Азовского моря из-за ограничений на пропуск опасных грузов под Крымским мостом, говорят трейдеры.
Согласно данным системы слежения за судами в терминале Refinitiv Eikon, перевалочный комплекс СУГ Мактрен-Нафта в азовском порту Темрюк отгрузил последние танкеры-газовозы в конце декабря, но выйти в Чёрное море они уже не смогли.
По данным системы, газовоз Summer (номер IMO 9040883) с партией СУГ около 2.900 тонн, Gas Houston (IMO 9181900) с 3.400 тонн СУГ и Premier (IMO 9040170) с 2.400 тонн по-прежнему находятся в Азовском море вблизи Керченского пролива в ожидании прохода в Черное море.
«СУГи, скорее всего, попали в перечень опасных грузов, запрещенных для прохода под (Крымским) мостом», - сообщил один из трейдеров.
Взрыв на Крымском мосту произошел 8 октября 2022 года, после чего президент РФ Владимир Путин подписал ряд документов, касающихся обеспечения безопасности Крымского моста.
Терминал Мактрен-Нафта, администрация порта Темрюк, Ространснадзор, Федеральная служба безопасности (ФСБ) РФ оперативно не ответили на запрос Рейтер о комментарии.
Ранее танкеры-газовозы доставляли СУГ из Темрюка в румынские порты Мидия/Мангалия или болгарский порт Бургас за 5-7 суток, по данным системы слежения за судами.
Согласно оценке трейдеров, во второй половине декабря-начале января в направлении порта Темрюк по железной дороге было отгружено около 11.000 тонн СУГ, примерно поровну из РФ и из Казахстана.
Российские железные дороги (РЖД) из-за скопления цистерн ввели конвенцию на отправку СУГ в адрес терминала Мактрен-Нафта в январе, которая продлевалась несколько раз и продолжает действовать по 14 марта.
Согласно данным трейдеров, экспорт СУГ через Темрюк в Турцию, страны Балканского региона и другие рынки Средиземноморья ранее осуществляли как российские поставщики - Газпром, Лукойл и другие, так и казахстанские, в основном Тенгизшевройл.
Газпром, Лукойл, Тенгизшевройл не ответили на запрос Рейтер о комментарии.
Среднемесячные отгрузки из Казахстана в порт Темрюк в четвертом квартале 2022 года составляли около 9.000 тонн в месяц, из России - около 7.000 тонн в месяц.
Экспортеры СУГ из России и Казахстана уже перенаправили потоки СУГ из порта Темрюк на альтернативные маршруты отгрузок на внешние рынки.
По данным трейдеров, Тенгизшевройл отгружает СУГ вместо Темрюка в грузинский порт Батуми, частично сократив выработку продукта, а российские поставщики - в порт Тамань и по альтернативным внешним каналам сбыта.
«Экспорт СУГ в целом и в особенности через южные порты остается намного премиальнее, чем внутренний рынок РФ, поэтому кто смог, оперативно перенаправил грузы в (порт) Тамань», - сообщил один из трейдеров.
Тенгизшевройл в 2022 году в целом сократил экспорт СУГ через порт Темрюк примерно втрое по сравнению с 2021 годом - до 82.600 тонн с 235.500 тонн, перенаправив объемы в грузинский порт Батуми и на другие рынки.
Российские экспортеры напротив, увеличили поставки пропан-бутана в Темрюк более чем в 2,5 раза - до 57.500 тонн с 20.600 тонн в условиях высокой премиальности экспорта по сравнению с ценами на внутреннем рынке РФ.
По расчётам Рейтер, поставки СУГ в направлении белорусско-польских погранпереходов на начало марта были выгоднее в четыре-пять раз, чем на внутренний рынок РФ, через азово-черноморские порты Тамань и Темрюк - в шесть-восемь раз.