Я помню, как всё начиналось. Как Америка вдруг увидела Советский Союз и россиян не только как врагов и не как опасность, Горбачев стал всеобщим любимцем. И в СССР было такое чувство, что, наконец, после стольких лет вражды, угроз и опасности ядерной войны мы станем партнерами, и как партнеры мы изменим мир, сделаем его лучше. Потому что вместе США и СССР могли бы решить все.
Как мы попали оттуда сюда? <...>
Я не раз слышал простой ответ на вопрос о том, что двигало Путиным: он сумасшедший. Но президент Путин совсем не сумасшедший. Может, он и не мой герой, но он не сумасшедший. Так по каким причинам он пошел на этот шаг? Чтобы ответить, нужно вернуться в прошлое.
<...> После развала СССР <...> в США возникли дебаты о том, стоит ли расширять НАТО. Многие считали, что это только поставит страну под угрозу, а не послужит безопасности. Человек по имени Джордж Кэннон, который был послом в Советском Союзе, в 1997 году резко критиковал расширение НАТО на восток, доказывая, что это возродит в России недоверие к Западу и направит российскую внешнюю политику в направления, которые «явно нам не понравятся». Сейчас кажется, он был провидцем. Но Белый дом не обратил внимания на его слова, и три страны были приняты — Венгрия, Польша и Чехия. После этого Кэннон констатировал, что это начало новой холодной войны. «Для этого не было ни единой причины, и это трагическая ошибка. Мы обязались защищать все эти страны, но у нас нет ни ресурсов, ни намерений это делать», — сказал он.
В Белом доме понимали, что это Россия боится НАТО, что это ее разозлит. Зачем же так поступать? Зачем заставлять Россию думать, что ей солгали, посылать сообщение: «Вы проиграли холодную войну, и теперь нам плевать, что вы думаете, вы больше не сверхдержава».
С тех пор в НАТО приняли ещё и страны Балтии, которые имеют общие границы с Россией.
Чтобы понять, почему это так пугает Россию, можно провести аналогию. Представим на секунду, Россия это США, а Украина — Мексика. Скажите честно, если бы в Мексике выборы выиграл антиамериканский президент, и он позвал бы Россию разместить у себя несколько дивизий войск? Для защиты границ. Как вы думаете, США согласились бы с этим?
Перейдем к сегодняшнему дню. Прав ли президент Путин, полагая, что Украина в НАТО будет представлять экзистенциальную угрозу для России? Не имеет значения, как на самом деле, важно то, что он в это верит.
Путин несколько раз предупреждал Запад, и в частности, конечно, США, что ему важно, чтобы Украина не стала членом НАТО. Отреагировали ли Штаты? Да, мы могли бы сказать, что возможно, Байден не слышал Путина и поэтому не действовал соответствующим образом.
Но я думаю, что США его очень хорошо слышали, просто они искали конфликта, как говорится, дразнили медведя, надеясь, что он попадет в ловушку. А ловушка — это Украина. Потому что для России очень важно, чтобы Украина оставалась в зоне ее влияния. Если Украина выйдет из этого влияния — Россия станет гораздо слабее.
А как вы помните, ослабить Россию — это часть доктрины Буша-младшего. В пределе в нее входит и то, что части Северного Кавказа оставят Россию, Татарстан, который находится в самом сердце страны, тоже покинет Россию… Это цель, и она не скрывается.
Так вот, причина того, что сделал Путин — очень проста. Он хочет удостовериться, что Украина точно не имеет возможности присоединиться к НАТО.
Как он это сделал и согласен ли я с тем, что он сделал — это другие вопросы, но то, что я говорил до этого — факты.
Если бы я знал, что будет дальше, я, вероятно, не был бы обычным журналистом, но я думаю, что в очень большой степени развитие событий в руках Соединенных Штатов, потому что президент Зеленский сегодня на 100% зависит от поддержки США.
Если США скажут Зеленскому: хорошо, пришло время сесть за стол переговоров — он это и сделает. И возможно, США должны надавить на него, но больше никто не может этого сделать, никакая другая страна. И я думаю, сейчас это единственный выход.
Недавно Китай довольно ясно дал понять, что поддержит Россию в этом конфликте не потому, что он любит Россию, а потому, что он против внешней политики США. Китай видит, что США удалось сделать с Россией, — заставить развалиться на части — и не хочет, чтобы с ним случилось то же самое.
Сейчас мы близки к тупику. Если Китай вместе с Россией окажутся на одной стороне, а США на другой, и начнется ядерная война — в ней никто не победит. Кроме, может быть, китайцев, потому что у них гораздо больше людей, и кто-то останется.
Сегодня важно, как решать конфликт, а не кого в нем винить. И все же я верю, что принятие США политики Буша-младшего, направленной против России, привело нас в этот тупик. Они надеялись, что Россия развалится, как СССР до этого. Но этого не случилось — и не случится.
Давайте не будем забывать, что, когда Путин пришел к власти в 2000 году, одним из первых его действий было предложение принять Россию в НАТО и ЕС. Я знаю человека который говорил с об этом ним лично, и Путин запомнил это так: «Они сказали мне идти к черту, но в гораздо более невежливой форме».
А затем бывший канцлер Германии Ангела Меркель фактически признала, что Запад не собирался подписывать Минские соглашения, что они рассматривали их как способ потянуть время и позволить украинцам развить военный потенциал, что они солгали Путину, когда сказали, что гарантируют подписание минских соглашений. Именно по таким причинам многие в России думают «нас никто не любит» и «нас хотят уничтожить». И большинство россиян поддерживают Путина.
В заключение я бы хотел сказать: не верьте мне, просто посмотрите на факты, которые я представил, и подумайте, верны ли они. И в целом никому не верьте. Мне стыдно за мою профессию, мне стыдно за то, что делают, за ложь, которая представляется как правда, за пропаганду в худшем смысле этого слова. Я не должен этого говорить, но я скажу. Я атеист, но если есть ад, то журналисты туда попадут.
Полностью речь Познера можно послушать на канале Ubiquity University.