МОСКВА, 7 мар (Рейтер) - Подорожание оптовых партий автобензина и дизтоплива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) не прекращается уже месяц, развиваясь самыми высокими темпами за несколько последних лет, из-за удлинения сроков доставки партий в сочетании с оттоком ресурсов на экспорт, говорят участники рынка.
Стоимость оптовых партий автобензина и дизтоплива, пробив многолетние минимумы в начале февраля, всего за месяц восстановилась почти до летних пиков: средняя оптовая цена Аи-92 выросла на 15.150 рублей за тонну (+45%), Аи-95 - на 13.900 рублей (+36%); дизельное топливо за месяц подорожало в среднем на 11.500 рублей за тонну (+26%).
Последний раз такой бурный рост оптовых цен на автобензин российский рынок переживал в мае-июне ковидного 2020 года, а рост цен на дизельное топливо стал максимальным за доступный 15-летний период мониторинга.
После введения 5 февраля эмбарго Евросоюза, который до начала военного конфликта РФ и Украины был основным получателем российского дизтоплива, трейдеры успешно переориентировали российский экспорт на другие направления: в страны Азии, Африки и на рейдовые STS-перевалки. Решив проблему с экспортом, российские нефтяные компании не торопились заливать объёмами внутренний рынок, как того ждали покупатели, не проявлявшие по этой причине активности в январе.
Напротив, в феврале и марте получатели нефтепродуктов на внутреннем рынке сталкивались с нарушением сроков поставки из-за ухода ресурсов на экспорт: по условиям эмбарго, партии, оформленные до 5 февраля, можно выгружать до середины марта.
«Экспорт в первую очередь. Выполняются заявки, принятые до 5 февраля. До конца марта будем работать по этим заявкам. Внутренние только по прямым договорам корпоративным клиентам, остальные отодвигаются», - рассказал источник на крупном российском НПЗ.
Российские покупатели, не увидев в феврале вопреки ожиданиям роста предложения на бирже, обеспокоились и стали активнее приобретать топливо, и производителям за короткое время удалось переключить настроение рынка с выжидательного на ажиотажное, тем более что поставки ресурсов продолжали затягиваться.
Сроки отгрузок по контрактам, заключенным еще в декабре, часто выходили за установленный правилами биржи предел в 30 дней. Переработчики по обыкновению предлагали покупателям согласовать продление отгрузки, однако покупатели в расчёте на снижение цен стали отказываться.
Контракты были расторгнуты, продавцы вернули деньги за товар и уплатили штрафы, а покупатели вновь отправились на биржу, создав первую волну спроса, которая стала тормозить падение цен на топливо. Вскоре после этого, когда 12 февраля власти скорректировали формулы демпферной надбавки для бензина и дизтоплива, уменьшив субсидию переработчикам, возникли условия и для роста оптовых цен.
Хотя поправки в Налоговый кодекс уменьшат демпфер на бензин и дизтопливо только в апреле и всего на 5-10% от текущей цены (примерно на 2.000 и 4.000 рублей за тонну), новость стала катализатором, окончательно разбудив спрос.
Кроме того СПбМТСБ 21 февраля сообщила, что предельный срок отгрузки нефтепродуктов грузополучателям в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах удваивается на период с 1 по 31 марта до 60 дней. Это заставило покупателей еще активнее бороться за товар и спешить с покупками в оставшиеся дни февраля, чтобы получить приемлемые сроки отгрузки, а в начале марта покупать быстрее и больше, рассчитывая на два месяца вперед, а не на один, как прежде.
НОВЫЙ ИМПУЛЬС
По словам трейдеров, в марте поставщики стали сами отказываться от просроченных контрактов, заключенных в январе и в начале февраля, и больше не предлагали покупателям соглашение об увеличении периода поставки, спокойно выплачивая 5-процентные штрафы по правилам биржи.
«Нефтепереработчикам невыгодно отдавать по минимальным (январским ценам). Все равно покупатели придут за объемами. Штраф 5% они легко компенсируют, учитывая что цена выросла в полтора раза», - объясняет крупный оптовый покупатель на бирже.
По оценке источника в нефтяной компании, рост цен должен замедлиться в ближайшие 1-2 недели, поскольку текущие цены на автобензин и дизтопливо уже приблизились к равновесию с экспортным паритетом.
Ещё одним условием, позволяющим развиваться подорожанию нефтепродуктов в оптовом звене в течение февраля, является наличие высокой маржи розницы, сформировавшейся еще в прошлом году.
Покупатели, видя рост цен, спешат зафиксировать тающую маржу, которая пока остаётся значительной. Так, после подорожания бензина на 35%-45%, розница потеряла только около половины от уровня доходности в предыдущие месяцы, по оценке Рейтер.