Российские фильмы в 2022 году заработали в зарубежном кинопрокате $17,1 млн. Сборы оказались минимальными за пять лет, сообщает «Бюллетень кинопрокатчика». Отечественным картинам не удалось достичь показателя 2021 года в $18,2 млн. По сравнению с допандемийным 2019-м ($52,5 млн) касса и вовсе сократилась втрое.
В прошлом году в прокате за границей работали 62 полнометражные картины — на одну меньше, чем в 2021 году. Доля зарубежных сборов относительно кассы отечественного кино в России составила 9,5% против 13,1% годом ранее.
Из-за санкций за войну в Украине для большинства российских фильмов закрылись североамериканский рынок и ряд европейских стран. Например, из топа прокатчиков вылетела Германия. В то же время крупнейшим импортером российской кинопродукции стала Италия ($2 млн). Она обошла Китай ($1,6 млн), который оказался на втором месте. На третьем расположилась Мексика, где сборы составили $1,5 млн.
Наибольшую популярность за границей имеют российские мультфильмы. Именно они заняли первые четыре строчки в рейтинге самых востребованных за рубежом отечественных картин. Лидер — вторая часть анимационной франшизы «Большое путешествие. Специальная доставка», ее сборы составили $2,6 млн. Второе место у мультфильма «Щелкунчик и волшебная флейта» ($2,4 млн), третье досталось ленте «Бука. Мое любимое чудище» ($1,7 млн), на четвертом — новая часть франшизы «Снежная королева: Разморозка» ($1,6 млн). Замыкает топ-5 по сборам в зарубежном прокате российский хоррор «Ряд 19» ($1,5 млн).
В десятку попали еще два отечественных анимационных проекта. На седьмом месте расположился «Мальчик-дельфин», который смог привлечь $728 тысяч. Замкнул топ-10 мультфильм «Пиноккио. Правдивая история» с активом $511 тысяч.
Продюсер «Большого путешествия» Роман Борисевич считает причиной успеха качество мультфильма, в том числе его увлекательный сюжет. Он также отметил, что сейчас в мире к российской анимации относятся более лояльно, чем к кино. «Последние геополитические события анимации коснулись в меньшей степени, поскольку рисованные персонажи, скажем так, меньше нервируют зарубежного зрителя. Российские актеры и режиссеры могут быть восприняты как пропаганда, даже если и не являются, по сути, таковыми», — сказал Борисевич «Ведомостям».
С ним согласился главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчика» Александр Нечаев. Он считает анимационные проекты «менее токсичным продуктом» для зарубежных покупателей. «У нас есть специалисты, которые, как показывает опыт, могут сделать анимацию, качеством не уступающую иностранной. В новых условиях отечественным продюсерам стоит обратить еще больше внимания на мультфильмы», — отметил Нечаев.