Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Экспорт казахстанской нефти по КТК отстает от пропускной способности нефтепровода

МОСКВА, 6 мар (Рейтер) - Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) расширил мощности для прокачки нефти в этом году, но пропускная способность превышает объём экспорта по системе, запланированный основным поставщиком - Казахстаном, показали данные консорциума и Минэнерго Казахстана.

КТК, по которому идёт более 80% всей экспортной казахстанской нефти, соединяет месторождение Тенгиз на западе Казахстана и ряд других с морским терминалом на черноморском побережье РФ в Южной Озереевке около Новороссийска.

КТК к началу текущего года, устранив узкие места, увеличил механическую пропускную способность трубопроводной системы до 72,5 миллиона тонн по территории Казахстана и до 81,5 миллиона тонн - по территории РФ, сообщил консорциум на прошлой неделе.

Минэнерго Казахстана планирует увеличение экспорта нефти по КТК в 2023 году до 56,5 миллиона тонн с 52 миллионов тонн в прошлом году, по данным Минэнерго. Всего КТК транспортировал 58,7 миллиона тонн нефти в 2022 году.

По мнению отраслевых источников, Казахстан сможет дополнительно загрузить КТК за счёт крупных каспийских месторождений, но не в этом году.

«Экспорт нефти по КТК увеличится после ПБР (проект будущего расширения) на Тенгизе, примерно к 2025 году, (КТК) пока будет работать с профицитом, по альтернативным маршрутам прогнозы пока рано делать», - сказал отраслевой источник.

Добыча на крупнейшем казахстанском стране месторождении Кашаган ожидается в 2023 году в объеме 18,2 миллиона тонн против 12,7 миллиона в 2022-м, на Карачаганаке - 12,2 миллиона тонн против 11,3 миллиона тонн. При этом на Тенгизе запланировано снижение добычи до 27,9 с 29,2 миллиона тонн.

Казахстан планирует нарастить добычу нефти на Тенгизе к концу 2024 года, а на Кашагане - в 2025 году, после строительства ГПЗ, по информации Минэнерго.

Ранее Минэнерго Казахстана рассчитывало на рост добычи нефти и конденсата в стране в 2023 году до 100.800 тонн, однако планы были сорваны из-за пандемии коронавируса и пакта ОПЕК+ о сокращении добычи сырья.

По мнению другого источника, в ситуации с загрузкой КТК «всё будет зависеть от экономики, вряд ли кто в ущерб себе захочет работать».

КТК остается наиболее рентабельным направлением экспорта для казахстанской нефти, а потенциал альтернативных маршрутов пока невелик: 1,5 миллиона тонн в год через азербайджанский нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, по 1,2 миллиона тонн - через грузинский порт Батуми и нефтепровод Дружба.

Акционерами КТК являются Россия, которой принадлежит 31%, Казахстан (20,75%), Chevron (15%) и частные компании.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку