Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Путина назвали главным получателем доходов от водки «Путинка»

Михаил Почуев / ТАСС

Президент России Владимир Путин через кипрский офшор Ermira Consultants, записанный на номинала, является бенефициаром продаж водки «Путинка». Как сообщается в расследовании издания «Проект», это могло принести ему до $500 млн в период с 2004 по 2019.

Бренд, вдохновленный «Андроповкой» — народным названием советской водки в 1980-х годах, был придуман в 2002 году в компании «Винексим». Совладелец «Винексима» Олег Плахута попросил разрешения назвать водку так у самого Путина через его друга — олигарха Аркадия Ротенберга.

«Путинка» стала лидером рынка к 2005 году, когда ее годовой объем продаж превышал 40 миллионов литров. Ее популярность совпала с пиком смертности от алкоголя в России.

Официально Кремль не одобряет попытки регистрировать имя российского президента в качестве товарного знака. «Использование имени Владимира Путина в популяризации спорта, здорового образа жизни и других благих целей — это то, что мы поощряем и считаем позитивным. Использование в чисто коммерческих целях — это то, к чему мы относимся негативно», — говорил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

С 2004 года водкой начинает заниматься окружение президента. Тогда права на торговый знак перешли компании «ПромИмпэкс», где работали менеджеры, связанные с СМПБанком Ротенберга. Спустя 10 лет они оказались у российской «дочки» Ermira Consultants — «Реал-Инвест». Эта компания получала роялти за использование бренда московским алкогольным заводом «Кристалл», который тоже контролируется людьми Ротенберга.

В 2021 году «Реал-Инвест» ликвилировали. Права на «Путинку» перешли компании «Байкал-Инвест». Прямых доказательств связи «БайкалИнвеста» с Ermira пока нет, однако владельцы компании спрятаны за закрытым паевым фондом, связанным с братьями Аркадием и Борисом Ротенбергами и их структурами. 

Поставками «Путинки» занимается Восточно-Европейская дистрибьюторская компания, по документам принадлежащая президенту Федерации дзюдо, ближайшему другу и партнеру Ротенбергов Василию Анисимову. Собеседник «Проекта» уверен, что неформальным совладельцем предприятия является сам Ротенберг.

На фоне войны в Украине, мобилизации и кризиса в экономике россияне начали потреблять больше водки. Среднее значение по стране выросло на 4% в 2022 году и составило 5,2 литра на человека. 

Больше всего водки на человека покупали на Сахалине: в среднем на одного жителя региона приходится 1 л в месяц. Но если учитывать только потребителей легального спирта, то на одного из них придется порядка 3,5 л водки в месяц, или 0,9 л в неделю. Всемирная организация здравоохранения считает безопасным для здоровья потребление до 8 л спирта в год на душу населения. Это 20 л водки в год, или 1,6 л в месяц.

Также в прошлом году вырос спрос на алкоголь в приграничных с Украиной регионах России: в Белгородской (на 20% за январь–август 2022 года) и Курской (на 16%) областях.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку