Средняя стоимость авиаперелета по России в салоне экономического класса выросла за год на 12,8% и составила 5287 руб. в расчете на 1000 км, пишут «Ведомости» со ссылкой на данные Росстата.
Это самый высокий уровень за последние три года: в январе 2022-го показатель составлял 4687 руб., а в 2021-м — 4772 руб. Выше средняя стоимость была только до пандемии в январе 2020 года — 5327 руб., следует из данных Росстата.
Однако цены на перелеты в этом январе сильно отличались в зависимости от региона. Так, например, средняя цена полета из Москвы и Московской области по России выросла за год на 42%, до 6982 руб., а полет из Приморского края в Москву стал дороже в 2,5 раза (4673 руб. за 1000 км). Также на 51% выросла стоимость полетов из Нижегородской области (12 338 руб.), на 29% из Калиниградской (4397 руб.) и на 20% из Мурманской (6781 руб.).
В Росстате пояснили, что около 70% рейсов и билетов, которые попадают в мониторинг цен, связаны с перелетами в Москву. Если рейсов в Москву нет, фиксируются цены на прямые авиаперелеты в крупные российские города на регулярных рейсах. Статистическое ведомство отслеживает динамику стоимости билетов через интернет и в билетных кассах в аэропортах вылета. Средняя цена рассчитывается на основе билетов, рассчитанных на вылет через 15, 10 и 3 дня.
Рост средней стоимости авиаперелетов эконом-классом связан с общей инфляцией и абсолютно оправдан, говорит исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. По его словам, авиакомпании сильно «просели по ценам» за время пандемии и сейчас отыгравают недополученную выручку 2020 года. «Рост средней стоимости тарифов, очевидно, продолжится, авиакомпании должны вернуть потери предыдущих лет», — отметил эксперт.
После того как ЕС закрыл небо для российских авиакомпаний в связи с войной в Украине, они потеряли существенную часть доходов от международных перевозок, говорит гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий. По его словам, сейчас зарубежных полетов стало меньше, а на оставшихся открытыми направлениях очень высокая конкуренция при низкой доходности. Поэтому авиакомпании больше не могут сдерживать рост цен на внутренние перелеты за счет международных направлений, заключает Ланецкий.