Российское правительство решило ввести утилизационный сбор на зарубежную радиоэлектронную продукцию, а также начать эксперимент по ее маркировке, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на протокол совещания, которое прошло 2 февраля у главы Минпромторга Дениса Мантурова.
Утильсбор коснется электроники, содержащей золото и редкоземельные металлы, уточнил источник, близкий к правительству. «Мера будет касаться только иностранной продукции, средства пойдут на переработку электроники и компонентов, а также поддержку российских производителей электроники», — пояснил собеседник.
Ранее правительство рассматривало утильсбор как один из механизмов финансирования программы развития российской электронной промышленности, на которую до 2030 года планировалось потратить 2,7 трлн руб.
В свою очередь эксперимент с маркировкой электроники пройдет с апреля 2023 года по август 2024-го. На первом этапе под маркировку подпадут розетки, светочувствительные проводники, лампы и светотехника. В дальнейшем планируется «поэтапное расширение номенклатуры радиоэлектронной продукции в рамках эксперимента», говорится в протоколе совещания. Оператором системы выступит ООО «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ).
В 2021 году правительство собиралось маркировать не только компоненты, но и конечную технику: смартфоны, ноутбуки, электронные книги и т. д. Однако между чиновниками тогда возникли разногласия по поводу номенклатуры маркируемых компонентов, говорит источник. По его словам, сейчас участники рынка опасаются сложностей из-за того, что часть компонентов, которые планируется маркировать, используются не только в светотехнике, но и в промышленном оборудовании, системах вентиляции, видеонаблюдении и проч.
В ЦРПТ отмечают, что инициаторами эксперимента выступили профильные предприятия, которые «заинтересованы в борьбе с контрафактной продукцией». «По данным отраслевых ассоциаций, уровень контрафакта на рынке превышает 20%. Отечественные производители не могут конкурировать с серыми товарами, нелегально ввезенными из других стран», — заявили в компании-операторе маркировки.