Сегодня мы поговорим о том, как отечественная история повторяется в самом ужасном и постыдном виде. Как люди снова начинают доносить друг на друга — будто в 1937-м году или во время Великой Отечественной войны. Тогда кто-то негативно отзывался о политике товарища Сталина, другой рассуждал о неготовности армии к войне и преимуществе противника — люди делились сомнениями, критиковали курс, выбранный страной, потому что хотели для нее лучшей доли. Но в СССР считали иначе. Проблемой становились сами сомневающиеся — и даже просто те, кто шутил и иронизировал.
Доносы писали и в армии, и на производстве, и после коммунальных кухонных склок. Людей отправляли в лагеря или на расстрел по 58-й статье УК РСФСР (контрреволюционная деятельность) как врагов народа.
145 тыс. доносов и одна гантель
В великую путинскую спецоперацию (которую россиянам запрещено называть войной) российские граждане вспомнили навык. Спустя 80 лет люди снова пишут доносы. Один открыто критикует нападение на соседнюю Украину, другой не поддерживает курс Путина и принятые им в связи со спецоперацией законы. Или даже шутит над ним, «проявляя неуважение к символу власти». Страна пошла по траектории 1937–1941 годов, изменился только номер статьи: не 58, а не менее резиновая 207.3 статья УК РФ, карающая за «фейки» о российской армии.
Сухая статистика Роскомнадзора свидетельствует, что россияне только за полгода войны (с 24 февраля 2022 года) написали аж 145 тыс. доносов, большая их часть — о размещения в интернете противоправной информации, в том числе так называемых «фейков» о войне России против Украины. Чаще всего россияне обращались с просьбой заблокировать ресурсы с «проукраинской пропагандой».
Соседи, преподаватели, ученики, коллеги, отдельные публичные люди шоу-бизнеса и культуры, политики и чиновники — кто угодно сегодня может написать донос из-за случайно услышанной критики войны России против Украины.
Даже светские львицы в России пишут доносы.
Все вы, например, знаете продюсера Яну Рудковскую. Яна Рудковская очень трепетно относится к своим завтракам. Она фотографирует и выкладывает в свой открытый инстаграмм убранство стола, изящные приборы, салфетки Dior, старинные фарфоровые тарелки, вазы и подносы, винтажное серебро (и подчеркивает: купленное на аукционах), в которых лежит еда, недоступная большинству ее соотечественников. Рубрика называется: «#моизавтраки». Часто на страницы инстаграмма как бы случайно попадает и убранство самого особняка, и сад в стиле дворянской усадьбы. С началом войны рубрику «#моизавтраки» стали иногда сменять семейные портреты семьи Рудковской с хештегами#ZaМир #stoprussianhate #СвоихНеБросаем #россия #ярусская».
Яна Александровна очень активно поддержала войну в Украине. Для своих мыслей, касающихся геополитики, Рудковская завела специальный канал под названием — «Голубь мира Яна Рудковская». Именно там светская львица, патриотка, любительница западных брендов и старинного фарфора иногда размещает доносы.
В конце сентября она выложила видео акции «Маяковские чтения», которая прошла у памятника Владимиру Маяковскому в Москве. Молодые поэты тогда читали свои стихи, в которых выражали несогласие с политикой России и военными действиями в Украине. Патриотические чувства Рудковской возмутил зачитанный «юным стихоплетом» Артемом Камардиным отрывок из «аморального стихотворения». «Сложно представить, что такой спич может звучать из уст нормального парня? Кто его воспитывал? И стоит ли за такое им давать только административное нарушение?! «…Таких «товарищей» надо срочно на передовую под руководством бойцов Рамзана Ахматовича, они ему быстро мозги вправят», — написала Рудковская.
Вскоре московскую квартиру Камардина взял спецназ: без судебного решения, без понятых. Во время задержания опера и спецназовцы изнасиловали Камардина гантелей и сняли это на видео. Молодого человека заставили извиняться на камеру перед так называемыми «защитниками Донбасса». Уже почти два месяца Артем Камардин в сизо — по уголовному делу «о возбуждении ненависти либо вражды». Именно из-за стихов, которые так огорчили Рудковскую. За то, что с ним сделали при задержании, никто так и не ответил.
«Можно ли себя так вести в цивилизованном мире?»
После начала войны в Украине верхушка Русской православной церкви в лице патриарха Кирилла не только не осудила военные действия, но и благословила российскую армию и представителей Росгвардии на участие в убийствах. Практика доносов не обошла и Русскую православную церковь. Самый яркий случай произошел в Иркутске, где священник сообщил о неблагонадежном прихожанине в ФСБ — тот молился за победу Украины. В отношении прихожанина — зовут его Сергей Угляница — возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.3.1 КоАП РФ («действия, направленные на возбуждение вражды или ненависти»). А настучавший на прихожанина протоиерей Сергий Кандыбин служит молебны о победе российской армии.
А вот вузы. В октябре 2022 года на преподавателя английского языка в филиале Института транспорта, сервиса и туризма в поселке Воротынец Нижегородской области Ольгу Лизункову составили протокол «о дискредитации армии». Она позволила себе разговор со студентами о войне с Украиной. А именно — перечислила способы, посредством которых можно избежать мобилизации.
Преподавателя английского языка пензенского училища олимпийского резерва Ирину Ген приговорили аж к пяти годам условно «за публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил РФ». Причем, «по мотивам политической ненависти». Преступление 45-летней Ген выразилось в том, что она вступила в дискуссию с восьмиклассниками и осудила российское вторжение в Украину. Кто-то из ребят записал беседу на диктофон, аудиозапись оказалась в правоохранительных органах.
Расшифровку беседы Ген со школьницами приводило пензенское издание «7×7». Вот фрагменты разговора:
— Россию же не допустили на соревнования Европы, ее отменили.
Ген: Я считаю, что это правильно.
— Почему?
Ген: Пока Россия не начнет себя вести цивилизованным образом, это будет продолжаться вечно <…> Конечно, это неправильно, вы тут ни при чем. Я согласна. Но мы страна-изгой, мы Северная Корея. Страна-изгой! Нас никуда теперь не принимают, потому что вот… Мировое сообщество удивлено, как в цивилизованном мире вот так себя можно вести. Ну, а куда деваться? Вот такие вот… А когда ты хотела в Чехию-то поехать?
— В июне должна она была быть.
Ген: Уже прям 100 процентов?
— Да, в июне должна была быть.
Ген: Нет, к июню ничего не поменяется, моя хорошая. Ну, в ЛНР поедешь, там карате. В ДНР поедешь.
Пишут доносы и сами преподаватели. Например, учащийся колледжа из города Тейково Ивановской области Исенбулат Доскалиев позволил себе публично сравнить нынешнюю войну России с Украиной с войной в Чечне в начале и середине 90-х. После этого педагоги колледжа написали на него донос. В результате Следственный комитет возбудил в отношении юноши уголовное дело по народной статье о «фейках».
Цена слова
А коллеги? Вот уж где надо осторожнее — так это на работе. В Ростовской области сотрудники одного из центров занятости написали заявление наколлегу Николая Нестеренко, который обмолвился, что считает происходящее в Украине общечеловеческой трагедией, а также предположил, что для российской армии высока вероятность капитуляции. Суд оштрафовал мужчину на 30 тысяч рублей.
На такую же сумму был в этом году оштрафован житель Кубани Александр Шестопалов. Работая на производстве пластиковых бутылок, он сказал сотруднице цеха, что ее сын, служащий в армии, может погибнуть, и что российские войска убивают мирных жителей. И что интересно: на Шестопалова написали донос сразу четверо коллег, хотя общался он только с одной сотрудницей.
Ну и, наконец, соседи! Летом на жителя Краснодара Вадима Киселева составили два протокола за переписку в чате многоквартирного дома. Киселев предложил жильцу, поддерживавшему войну в Украине, почитать мемуары красноармейцев, участвовавших в боях за Берлин в апреле–мае 1945 года. Советские военные, писал Киселев, применяли насилие к местным жителям. Сосед отправился с заявлением в органы. Суд признал Киселева виновным в отождествлении действий СССР и нацистской Германии и оштрафовали на 1000 рублей.
А вот на жительницу Набережных Челнов соседка пожаловалась, заметив у той на балконе плакат с надписью: «Нет войне». Итог: штраф в 30 тысяч рублей.
Наиболее популярный жанр доносительства времен этой войны — доносы депутатов на коллег-политиков. Чаще всего обращения в прокуратуру пишут депутаты Госдумы. Требуют возбудить уголовные дела о «фейках» против менее защищенных и более независимых муниципальных депутатов и несистемной оппозиции. Живые примеры: получивший 7 лет колонии муниципальный депутат Алексей Гооринов, получивший 8,5 лет колонии политик Илья Яшин, объявленные в международный розыск оппозиционеры Максим Кац и Елена Котеночкина. Доносы на них писали такие политические тяжеловесы, как единоросс Александр Хинштейн и депутат от партии «Новые люди» Олег Леонов.
Привычное дело
А вот актриса-патриотка Мария Шукшина и вовсе открыла в своем телеграмм-канале нечто вроде общественной приемной, куда неравнодушные граждане страны пишут ей жалобы. Минувшим летом москвичи поделились с актрисой следующей тревогой: в столице на теплоходах звучат песни Верки Сердючки и Софии Ротару, и это в период военных действий с Украиной! «В условиях военного времени предлагаю обращаться в Федеральную Службу Безопасности, чью эффективную работу мы сейчас наблюдаем», — пишет Шукшина (грамотность сохранена). Также актриса призывает сознательных граждан жаловаться в МВД, Следственный комитет, прокуратуру и Роскомнадзор на деятелей культуры, несогласных с действиями России в Украине и позволяющих себе критику властей: «Необходимо призывать Органы прокуратуры проводить проверки в отношении таких звезд на предмет соблюдения законодательства о противодействии экстремизму».
Так все-таки, почему наша страна вновь пошла по траектории 1937–1941 годов? Постойте, а может, это никуда из нас не уходило, и Россия, взращенная в атмосфере сталинских репрессий, просто вновь обнаружила себя в привычной среде?
Советская история нас учит: за каждым 37 годом приходит XX съезд партии и разоблачение культа личности. А за ним — раскаяние доносчиков. Вопрос только в том, скоро ли все это случится?
Продолжение следует!