Авиаперевозки между Россией и Китаем могут уменьшиться в 2023 году на 60-70% по сравнению с 2019 годом, считают в Минтрансе. Об этом говорится в письме замглавы ведомства Валентина Иванова адрес главы «Опоры России» Александра Калинина, сообщает РБК.
Пекин отказывается давать гарантии, что не будет накладывать арест на самолеты по требованию третьих стран в рамках западных санкций, объясняет Минтранс.
Китай входил в десятку самых популярных направлений для российских авиакомпаний, даже когда им были открыты полеты в Европу. Теперь же, когда западные страны закрыли свое воздушное пространство для российских перевозчиков, резко могут сократиться и полеты в КНР.
В 2019 году на рейсах между Китаем и Россией отечественные авиакомпании перевозили около 3 млн человек. В 2023 их количество может упасть до 0,9–1,2 млн, прогнозирует замглавы Минтранса Валентин Иванов в письме.
После начала войны в Украине Евросоюз ввел санкции на продажу и передачу в лизинг самолетов в Россию и запчастей для них. Тогда лизингодатели потребовали вернуть самолеты, а президент России Владимир Путин подписал указ, разрешающий оставить в российской собственности сотни лайнеров общей стоимостью около $10 млрд.
Однако авиакомпании не могут отправлять эти самолеты на большинство зарубежных рейсов из-за риска ареста. В прошлом году 78 самолетов арестовали за рубежом в рамках санкций.
Помимо того, что Китай не дает России гарантии, он еще и отказывается пускать в свое воздушное пространство самолеты с двойной регистрацией, добавил Иванов. Из-за этого примерно половина самолетов, которые есть в распоряжении российских авиакомпаний, не могут совершать рейсы в Китай, жаловался президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун главе Минтранса Виталию Савельеву. По его словам, речь идет о более чем 480 самолетах, которые зарегистрированы на Бермудах и в Ирландии и не были возвращены собственникам после введения санкций. Эти лайнеры принудительно зарегистрировали в России, поэтому у них двойная регистрация.