В России могут создать индустрию восстановления б/у автозапчастей, чтобы в условиях санкций избежать массового выхода из строя автомобилей.
С таким предложением депутаты Госдумы намерены обратиться к правительству, пишут «Известия» со ссылкой на письмо на имя премьер-министра Михаила Мишустина. По словам председателя комитета Госдумы по финрынку Анатолия Аксакова, письмо отправят главе правительства уже на следующей неделе.
В документе отмечается, что в России практически нет индустрии восстановления б/у запчастей. При этом в ЕС, США, КНР, Турции и ЮАР сектор восстановления деталей широко развит и поддерживается государством. Оборот таких деталей для ремонта авто составляет в этих странах до 50% рынка, отмечают депутаты. Они также утверждают, что ремонт компонентов на 50% дешевле, чем производство новых, а расход энергии на 60% ниже.
В связи с этим депутаты предлагают принять законодательство о порядке утилизации авто с повторным использованием запчастей, обязать автопроизводителей на территории России заниматься восстановлением комплектующих и ввести порядок маркировки таких деталей.
Также депутаты хотят сформировать требования к предприятиям по восстановлению запчастей и обязать автопроизводителей раскрывать сервисную и техническую документацию по машинам. К восстановлению б/у комплектующих планируется привлечь малый и средний бизнес и предусмотреть для него экономические и налоговые льготы. Кроме того, в России должны будут появиться центры, объединяющие восстановление б/у запчастей и станции техобслуживания.
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) поддержали предложение депутатов. По словам президента РСА Евгений Уфимцева, это поможет снизить зависимость российской промышленности от поставок деталей из-за рубежа. В противном случае сложности могут возникнуть с ремонтом почти миллиона автобусов и миллиона грузовиков.
Однако не все детали можно использовать повторно, даже после восстановления, отмечает вице-президент ассоциации «Российские автодилеры» Алексей Подщеколдин. «Бывшие в употреблении колодки, шланги устанавливать нельзя. Автомобиль — это средство повышенной опасности. Должен быть список деталей, на которые вообще должен действовать запрет на их повторное использование», — говорит Подщеколдин. Также он усомнился в том, что западные автопроизводители будут делиться своей техдокументацией, поскольку они тратят большие средства на разработки.
В России много станций техобслуживания, в том числе зарубежных брендов, но капитальный ремонт они сделать не могут, говорит основатель и главный акционер калининградского «Автотора» Владимир Щербаков. Представитель АвтоВАЗа поставил под вопрос надежность восстановленных б/y компонентов.
Центробанк ранее выступал против использования б/у запчастей при ремонте по ОСАГО из-за возможной угрозы безопасности движения, но создание специальной индустрии по восстановлению деталей способно значительно сократить эти риски, считает директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алексей Бредихин.