21 фев (Рейтер) - Спустя год после начала самого агрессивного цикла ужесточения денежно-кредитной политики Федеральной резервной системы с 1980-х годов, усиление американской экономики сбивает с толку политиков, задающихся неожиданным вопросом: не слишком ли всё хорошо?
В настоящий момент уровень безработицы находится у полувекового минимума в 3,4% и признаков, указывающих на то, что рынок труда ослабевает, нет. Потребители продолжают тратиться, и, после кажущегося заигрывания с рецессией в прошлом году, экономика продолжает расти, а риски неизбежного спада - уменьшаться. Тем временем фондовые рынки подскочили в начале этого года.
Федрезерв оказался перед дилеммой: действительно ли эти условия приведут к постепенному замедлению инфляции, как, по мнению чиновников, и должно случиться, или же придется смириться с тем, что укрощение цен будет сопряжено с болезненным ростом безработицы и повышением процентных ставок до такого уровня, когда экономика действительно обвалится.
К дискуссии уже подключились чиновники, всё еще ратующие за более высокие темпы повышения ставок, сторонники более спокойного подхода, а также те, кто придерживается середины, пытаясь увязать друг с другом порой противоречивые данные о состоянии экономики, всё еще не оправившейся от ковидного шока.
«Когда вы наблюдаете очень сильную экономику и сильный рынок труда, то задаетесь вопросом... окажет ли это повышательное давление на инфляцию и значит ли это, что нужно приложить больше усилий», - сказал в пятницу глава ФРБ Ричмонда Томас Баркин.
Он также добавил, что не считает сигналом недавние очень высокие показатели - например трудовую статистику, указавшую на рост на 517.000 новых рабочих мест в январе, - поскольку на них могли повлиять разовые сезонные факторы. Баркин также добавил, что рост инфляции был медленным, и сохраняющиеся отголоски пандемии, такие как большие денежные резервы домохозяйств, могут свести на нет усилия ФРС в сдерживании спроса и расходов, а влияние узкого рынка труда на заработные платы и цены непредсказуемо.
«ПРОДОЛЖАЮЩИЕСЯ ПОВЫШЕНИЯ»
Протокол заседания ФРС США, проходившего с 31 января по 1 февраля, будет опубликован в среду и, как ожидается, отразит бурную дискуссию: некоторые чиновники настаивали на агрессивном повышении ставок на половину процентного пункта, а другие осторожно подступались к завершению цикла ужесточения. Хотя Федрезерв в итоге согласовал шаг в размере четверти процентного пункта, он также сообщил, что путем «продолжающихся повышений» поднимет ставку настолько высоко, насколько это необходимо.
Отвечая на вопрос, насколько активно чиновники обсуждали условия приостановки цикла ужесточения, глава ФРС США Джером Пауэлл сказал, что в протоколе будет «много подробностей»: «Сложилось впечатление, что действительно много говорилось о дальнейших действиях (регулятора)».
Основываясь на недавней сильной трудовой статистике и данных о розничных продажах, трекер валового внутреннего продукта от ФРБ Атланты предсказал, что рост ВВП США в первом квартале составил 2,5% в годовом исчислении, что намного превышает потенциал экономики. Последние данные также показали, что инфляция продолжает замедляться, хотя и меньшими, чем ожидалось, темпами.
Нынешняя процентная ставка в 4,5%-4,75% - самая высокая со времен ипотечного кризиса 2007 года. Поскольку рынок труда не рухнул, а инфляция не просела, инвесторы, похоже, предоставляют ФРС кредит доверия.
Недавнее выравнивание рыночных цен и прогнозов Федрезерва можно только приветствовать, сказал на этой неделе председатель ФРБ Сент-Луиса Джеймс Буллард. После падения в период с ноября по январь, вопреки надеждам регулятора на ужесточение финансовых условий, доходность двухлетних казначейских облигаций выросла на 43 базисных пунктов, показав самый резкий подъем с сентября.
Основной вопрос заключается в том, сохранится ли прогресс в борьбе с инфляцией вопреки динамике экономики, и насколько быстро ФРС хочет увидеть этот прогресс, прежде чем пойти на дополнительные меры.
«РАБОТА НЕ ЗАКРЕПИЛАСЬ»
Первые легкие успехи в борьбе с инфляцией, возможно, были связаны с такими факторами, как улучшение в цепочках коммерческих поставок, снижение цен на энергоносители в мире, а также переключением потребления с товаров на услуги. Именно их чиновники Федрезерва имели ввиду, когда называли первоначальную вспышку инфляции в 2021 году «преходящей».
Все они помогли опустить потребительскую инфляцию с достигнутого в июне пика в 9,1% до 6,4% в прошлом месяце, при этом цены на некоторые товары сейчас фактически падают. Целевой ориентир 2-процентной инфляции, установленный ФРС США, в основан на другом показателе, который составлял 5% в декабре.
Выходящие в скором времени данные покажут, сможет ли инфляция продолжить замедление при параллельном экономическом росте, но члены совета управляющих уже переключили внимание на другие проблемы.
«Мне эти данные не говорят о том, что мы замедляем экономику», - сказала Мишель Боуман, имея ввиду недавнюю статистику, включающую сильные розничные продажи и рост числа рабочих мест.
«Работа, которую мы проделали до сих пор, не закрепилась», - добавила она.
Баркин, напротив, сказал, что не выудил «сигнала» из февральских релизов и ожидает, что инфляция продолжит падать.
Буллард считает, что компании будут способствовать снижению темпов инфляции путем агрессивной борьбы за долю рынка, тогда как Баркин полагает, что важные отрасли, в число которых входят сектор продуктов питания и здравоохранение, по-прежнему обладают властью над ценами.
«Отчеты о деловой активности принесли (информационный) шум, и мы склоняемся к тому, что они не так уж сильны», - написали экономисты Bank of America, которые несмотря на всё это повысили прогноз ВВП США вместе с прогнозом ключевой ставки, также отодвинув начало снижения ставок на март 2024 года.
Более важные прогнозы - от ФРС США - будут обновлены в следующем месяце. Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду
(Говард Шнайдер)