Росстат в понедельник опубликовал первую оценку российского ВВП за 2022 год, который принес экономике рекордное в мире число санкций, торговую блокаду и технологическую изоляцию.
Публикация, которая изначально была намечена на 17 февраля, затем перенесена на 22 февраля, а в итоге неожиданно состоялась 20 февраля, показала, что экономика РФ потеряла 2,1% — существенно меньше даже оптимистичных прогнозов.
В первые месяцы войны западные банки прочили России рекордный с 1990х обвал ВВП на 8-12%, а Институт международных финансов допускал крушение на 15% — беспрецедентное в современной истории.
Минэкономразвития в апреле прогнозировало падение на 7,8%, затем улучшило оценку до 4,2%. В декабре глава Минфина Антон Силуанов предварительно оценил падение ВВП в 2,9%, а президент Владимир Путин в январе сообщил, что экономика потеряла лишь 2,5%.
Но цифра от Росстата, опубликованная за день до послания Путина Федеральному собранию, оказалась лучше названной президентом на 0,4 процентного пункта. Даже в пандемию-2020 экономика теряла больше — 2,7%.
Резкое улучшение ситуации официальная статистика начала фиксировать в последние месяцы года, причем ряд показателей был пересмотрен «задним числом», отмечает Евгений Суворов, экономист банка Центрокредит.
Так, в декабре Росстат оценивал рост сельского хозяйства в 4,7% за 11 месяцев. А после «уточнения» получил цифру более чем вдвое больше — 10,4%. Итоговый результат сельхозсектора — рост на 10,2% по итогам года — добавил 0,2-0,3 п. п. к ВВП, оценивает Суворов.
В октябре–ноябре Росстат зафиксировал загадочный «строительный бум»: объемы стройки в стране, согласно статистике, подскочили на 8,7-9,6%, при том что строительство жилья сокращалось. «Росстат, по-видимому, получил задание уложиться в минус 2,5%», — иронизирует Суворов. Но перевыполнил план.
Строительство и сельское хозяйство, согласно Росстату, стали отраслями-лидерами по вкладу в ВВП. Также резко вырос сектор и обеспечения военной безопасности (+4,1%), к которому относятся расходы на армию и оборонные заводы, работающие в три смены из-за войны. Максимальный спад (-12,7%) состоялся в оптовой и розничной торговле.
Опубликованные Росстатом цифры — это «хороший результат», но это «все в прошлом», говорит Дмитрий Полевой, директор по инвестициям ИК «Локо-Инвест». «Что действительно важно, так это будущее. А оснований для восстановления экономики немного», — предупреждает он: ВВП продолжит падать в 2023 году и в самом мягком сценарии потеряет еще 1-2%.
Из-за санкций, закрывших доступ к современным технологиям и постепенно отрезающих Россию от глобальной финансовой системы, к 2026 году экономика лишится 190 млрд долларов по сравнению с довоенной траекторией роста, прогнозирует Bloomberg Economics.
«Эффект санкций будет длительным, — говорит Олег Вьюгин, в прошлом зампред ЦБ РФ. — И процесс еще не завершен. Появляется все больше и больше новых (санкций)».