Падение реальных располагаемых доходов и резкий рост скрытой безработицы столкнули миллионы россиян в долговую яму.
По итогам 2022 года микрофинансовые компании, кредитующие физлиц под сотни процентов годовых, увеличили клиентскую базу на 3,1 млн человек, сообщает РБК со ссылкой на исследование СРО «Мир», крупнейшего объединения игроков рынка МФО, в которое входят 368 организаций.
По состоянию на начало 2023 года число граждан, имеющих микрокредиты, достигло рекордных 17,1 млн, или 23% от численности трудоспособного населения, которое Минэкономразвития оценивает в 74,9 млн человек.
За два года база заемщиков МФО, запрещенных в большинстве цивилизованных стран мира, увеличилась на 7,7 млн человек, или 80%, несмотря на то, что компании ужесточили условия выдачи займов, опасаясь кризиса с погашениями долгов на фоне рецессии в экономике.
«Мы наблюдаем повышенный спрос на микрозаймы, но одобрение получает только каждая десятая заявка», — описывает ситуацию гендиректор компании MoneyMan (группа IDF Eurasia) Сергей Весовщук. По его словам, МФО делают ставку на работу с «повторными клиентами» — то есть теми, кто регулярно обращается за «займами до зарплаты».
Стоимость таких, наиболее востребованных займов — без обеспечения и на срок до 30 дней — составляет почти 1% в день, или 351,6% годовых, согласно статистике ЦБ РФ. В целом на кредиты дороже 300% годовых приходится больше половины выдач МФО, подсчитал регулятор.
«Основными клиентами МФО являются малообеспеченные граждане, в текущих условиях (высокий уровень инфляции, падение реальных располагаемых доходов населения) некоторые из них могут не успеть рассчитаться с МФО вовремя», — говорит Артем Аутлев, аналитик УК «Ингосстрах-Инвестиции».
По последним данным Центробанка (за третий квартал 2022 года), каждый третий выданный МФО кредит был просрочен. «В таком случае пени могут составить десятки и даже сотни процентов», — отмечает Аутлев.
По данным ЦБ, рекордный спрос на микрокредиты был зафиксирован в третьем квартале — МФО выдали клиентам 215 млрд рублей. В октябре–декабре, по оценкам СРО «Мир», объемы одобренных кредитов снизились до 188 млрд.
Опрос, проведенный сервисом онлайн-кредитования Cash-U Finance в декабре, показал, что практически каждый пятый клиент микрофинансовых компаний нуждался в деньгах, чтобы покрыть расходы на дорогостоящие товары и услуги: например, ремонт квартиры или покупку бытовой техники.
Примерно 13% клиентов брали кредиты, чтобы приобрести подарки на Новый год, а 3% — чтобы запастись лекарствами, исчезающими из российских аптек.
В 2023 году объем выдачи займов «до зарплаты» вырастет еще на 15–20%, прогнозирует Webbankir. Теряющие доходы граждане с помощью кредитов будут пытаться удержать прежний уровень жизни, полагают эксперты компании.