МОСКВА, 20 фев (Рейтер) - Финансовые санкции в отношении России ударили по прибыли банков и нанесли ущерб международной деятельности кредиторов, но насколько сильно они повлияли на жизнь среднестатистических россиян?
Для большинства людей, имеющих рублевые счета в крупных государственных банках, таких как Сбербанк, ответ прост: несильно.
«Для меня вообще ничего не изменилось, - санкции, не санкции, я как крутил баранку по 12 часов в день, так и кручу,» сказал Вячеслав Фатихович, водитель такси из уральского города Екатеринбурга.
«Единственное только, что клиенты стали меньше платить картами, чаще наличными платят», - сказал он.
Российским денежно-кредитным органам удалось избежать полномасштабного банковского кризиса с помощью мер контроля за движением капитала. Объем предложения рублей был более чем достаточным и длинные очереди к банкоматам, наблюдавшиеся в начале весны прошлого года, теперь остались в прошлом.
Но для тех, кто выезжает за границу, хочет перевести туда деньги или купить иностранную валюту, зарубежные ценные бумаги, жизнь усложнилась после отключения крупных российских банков от глобальной платежной системы SWIFT и отказа от работы за пределами страны карт Visa и Mastercard.
ЗАПАСЫ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ ИСТОЩАЮТСЯ
Тем людям, у кого есть счета в иностранной валюте, разрешено снять только $10.000, если средства поступили на счет до введения санкций 9 марта 2022 года. Если деньги были внесены после, то банк отдаст их только рублями.
Глава Центробанка Эльвира Набиуллина сказала накануне, что мера, срок которой истекает в марте этого года, будет продлена, поскольку в Россию фактически прекратился завоз наличной иностранной валюты из-за санкций западных стран.
Можно только догадываться, сколько твердой валюты остается на руках у населения вне банковской системы, поскольку на пике паники в прошлом году некоторые бросились сбрасывать рубли и забирать валютные депозиты, опасаясь, что надвигающиеся ограничения полностью лишат их средств к существованию.
Работник предприятия из сферы розничной торговли, попросившая об анонимности, сказала, что после прошлогодней погони за наличными, она теперь всегда следит за тем, чтобы у нее было достаточно валюты под рукой.
«Самый трудный период был между 24 февраля и 10 марта, когда банки один за одним сообщали, что у них кончилась наличная валюта и ее больше нельзя ... снять, а мне хотелось сохранить сбережения, ведь совершенно было непонятно, что будет дальше. Пришлось покупать доллары по курсу 140 рублей и снимать их по возможности. У всех банкоматов, где оставалась наличка, были огромные очереди, приходилось ездить по городу и искать, где еще доллары остались», - сказала она.
«Часами на машине объезжала банки, там люди снимали не только доллары, но и рубли».
СПАСЕНИЕ В КИТАЕ И МИРЕ
Разрыв связей Visa и Mastercard с Россией в итоге обернулся только тем, что выпущенные в стране карты перестали работать за рубежом. На территории РФ их использование не прекращалось, по картам даже с истекшими сроками действия операции продолжают проводиться благодаря тому, что обработку транзакций полностью взяла на себя Национальная система платежных карт (НСПК), созданная ЦБ РФ.
Уход Visa и Mastercard привел к взрывному спросу на российский платежный аналог - карту Мир.
Данил Усиков, 45-летний предприниматель, переехавший с семьей в Белоруссию и находившийся там, когда внезапно перестали работать карты Visa и Mastercard, сказал, что у него оказалось достаточно наличных, чтобы не паниковать.
«Примерно 10 марта, придя утром в магазин за продуктами, я не смог заплатить российской картой за покупки. То есть не сразу после 24 февраля это началось, до 10 марта еще проходили платежи, а потом все».
«Проблему нужно было решать и я полетел в Москву, открыл там карту Мир, вернулся в Беларусь и потом смог уже все оплачивать. То есть пока я не открыл для себя Мир - нужно было постоянно искать наличные», - сказал он.
Тем не менее, работа российских карт Мир затруднена за пределами страны: некоторые «дружественные» страны, которые не ввели санкции в отношении России, например Турция, ограничивают доступность российских карт.
США уже предупредили финансовые организации, которые заключают новые или расширенные соглашения с НСПК, что те могут оказаться в списке компаний, способствующих обходу американских санкций, так как помогают расширять зону использования платежной карты Мир.
Бывший журналист Андрей сказал, что китайская платежная система UnionPay стала его спасением.
«Я быстро открыл три карты UnionPay в разных банках, — сказал Андрей, который сейчас работает за пределами России. — Кроме того, я поехал в Казахстан, чтобы открыть там MasterCard, которая оказалась бесценной в прошлом году».
В ПАКЕТЕ KFC
Многим россиянам, покинувшим страну в прошлом году из-за опасений, что их могут преследовать за политические взгляды, а также тем, кто уехал от частичной мобилизации, приходилось искать способы вывезти деньги из России.
Хотя некоторые банки по-прежнему имеют доступ к SWIFT и могут осуществлять международные переводы, комиссии и сборы на эти услуги выросли, из-за чего люди искали альтернативы. Одной из них стали криптовалюты.
Так, например, пользователи крупнейшей в мире криптобиржи Binance могут переводить рубли через стейблкоин Tether, привязанный к доллару США.
Но были и более авантюрные способы вывоза средств из России.
Один специалист по финансовым услугам, покинувший Москву год назад, попросил друга снять миллионы рублей наличными с его российских счетов и передать их одному человеку - посреднику.
Сделка, целиком основанная на доверии, была завершена через три часа, когда в его гостиничный номер в Дубае женщина принесла пакет KFC, в котором лежало примерно $50.000.
«ДРУЖЕСТВЕННЫЕ», НО НЕПРОСТЫЕ
Тысячи россиян, приехавших в Дубай, обнаружили, что, несмотря на то, что эта страна «дружественная», открыть банковский счет там совсем непросто, особенно без удостоверения личности гражданина ОАЭ.
«Это возможно, но процесс проверки занимает от одного до трех месяцев и не всегда результат предсказуем», - сказала пользователь Telegram-канала для россиян «Privet, Dubai» под ником Инна об открытии счета без местного ID.
В Армении, которую Россия относит к «дружественным», также для открытия счета понадобится подтверждение адреса места жительства в стране. Это может быть договор об аренде от трех месяцев, документы подтверждающие доход, например, трудовой договор или справка из налоговой, а также социальный номер (карта), оформленный в стране.
Похожие требования и в Казахстане, который заставил нерезидентов получать идентификационный номер налогоплательщика в Центре обслуживания населения. Раньше его можно было получить онлайн, и регистрироваться в казахстанских Госуслугах. По оценкам экспертов, обходится такой тур за казахстанской картой от 25.000 до 50.000 рублей.
Поскольку Запад ввел санкции на операции с долларами, евро и рядом других валют для подсанкционных российских банков, которые одновременно являлись крупнейшими брокерами в стране с миллионами счетов розничных инвесторов, клиентские операции с такими бумагами оказались ограничены. Введение санкций Евросоюза против Национального расчетного депозитария (НРД), где учитывались и хранились ценные бумаги россиян, практически парализовало торговлю иностранными ценными бумагами в России.
Физические лица, владевшие бумагами с номиналом в долларах и евро, столкнулись с тем, что их активы оказались заморожены. По оценкам Центробанка, иностранные акции заморожены у более чем 5 миллионов розничных инвесторов на сумму более 320 миллиардов рублей.
«Мы лишились своих активов сразу после 24 февраля 2022 года и до сих пор как были активы заморожены, так и остаются», - сказала пострадавший инвестор Светлана Мавринская.
Другой инвестор, Юлия Зыкова, сказала, что не понимает как американские акции, которые она купила на бирже в России, оказались заблокированы Euroclear.
«Инвесторами предпринято множество попыток получить официальные документы о блокировке; перевести ценные бумаги к брокерам, которые не попали под санкции; получить данные о цепочке хранения активов и операций - все безуспешно! Вот уже почти год, как мы не можем получить доступ к своим активам. Ни Центральный банк, ни брокеры не делают ничего в интересах российских инвесторов, игнорируют поручения, вводят в заблуждение и не готовы компенсировать убытки», - считает она.
Банк России говорит, что вместе с Московской биржей, НРД и брокерами работает над разблокировкой активов розничных инвесторов в зарубежной инфраструктуре.
Вместе с тем для россиян, таких, как таксист из Екатеринбурга Фатихович, эти заботы чужды.
«В отпуск я езжу к матери в деревню, не за границу, - сказал он. - Доллары я видел, конечно, но в руках не держал».
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду (Александр Марроу и Елена Фабричная)