СИНГАПУР, 20 фев (Рейтер) - Китай – мировая фабрика и самая многонаселенная страна на планете - после трех лет пандемии наконец открыл двери для бизнеса, что привело к резкому росту спроса, а также подогрело опасения об усилении глобального инфляционного давления. Экономисты, однако, не спешат бить в набат и считают, что у инвесторов не так много поводов для волнений.
Пекин решился на отмену политики нулевой терпимости к коронавирусу как раз в то время, когда мировые центробанки трубили о том, что для сдерживания роста цен потребуется еще больше поднять ставки, которые и так уже находятся на многолетнем максимуме. В результате усилились опасения о том, что отложенный спрос из КНР вызовет новую волну инфляции.
Ожидание резкого увеличения расходов привело к повсеместному росту цен: от меди до акций роскошных домов моды.
Экономисты при этом не видят угрозы глобальной инфляции, предлагая взглянуть на новый план председателя КНР Си Цзиньпина, цель которого - самодостаточность экономики, более широкое процветание и укрепление социалистической идеологии, как на фактор, сдерживающий рост расходов.
Слабость на китайских рынках труда и приоритеты Пекина в области роста экономики также будут способствовать снижению инфляции, полагают аналитики.
«Я не думаю, что восстановление или возобновление работы (на предприятиях)Китая вызовет значительную глобальную инфляцию», - сказал Ло Чи из BNP Paribas Asset Management.
Восстановление экономики, скорее всего, будет сосредоточено на внутреннем рынке и вряд ли приведет к существенному повышению курса юаня, что снизит шансы на увеличение экспортных цен или ускорение темпов инфляции в других странах, добавил он.
Ло считает слишком раздутыми опасения о том, что спрос в Китае может вынудить ФРС США и другие центробанки пойти на дальнейшее повышение ставок. Управляющие портфелями активов в банке BNP рассчитывают на то, что подъем экономики Китая будет способствовать развитию регионального туризма, но не росту экспортных цен на промышленные товары.
ПОЛНЫЙ БАК
Остается маловероятным, что после открытия китайской экономики подскочат цены на сырьевых рынках, где КНР задает тон, играя ведущую роль в определении стоимости железной руды и будучи вторым по величине потребителем нефти.
Рынки металлов уже заложили в цены некоторый прирост спроса: фьючерсы на медь в прошлом месяце впервые с июня преодолели отметку в $9.000 за тонну.
«Расходы на инфраструктуру старого типа в основном включают в себя дороги мосты, воздушные и морские гавани; Китай продолжит их строить,» - отмечает Ло, который ожидает лишь незначительного импульса для сырьевых товаров, поскольку такие расходы не будут приоритетными в следующем десятилетии.
Новые виды инфраструктурных расходов, например, на технологии, поскольку не требуют материалов в большом количестве и насыпных грузов, добавил Ло.
Помимо этого, КНР выиграла от импорта дешевой российской нефти, обеспечив себя запасами и сдержав спрос на сырье - один из факторов инфляции.
Почти полное отсутствие ценового давления в материковом Китае может быть благой вестью на фоне замедления экономического роста и укрепления национальной валюты.
В 2022 году ВВП КНР вырос самыми скромными темпами почти за полвека - лишь на 2,9%.
По оценкам главного инвестиционного подразделения UBS по странам Азиатско-Тихоокеанского региона, в этом году ВВП Китая за полный год потенциально может вырасти примерно до 5%, а инфляция ускорится лишь незначительно, до 3%. При этом аналитики J.P. Morgan и вовсе считают, что цены начнут снижаться.
ВОПРОС ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Слабый рынок труда также будет сдерживать инфляцию в Китае, где власти не прибегали к прямым вливаниям средств, благодаря которым в большинстве западных экономик стимулировался наём и рост расходов населения.
«Политика всеобщего процветания» привела к сокращению заработков и бонусов для банкиров, а безработица среди молодежи в прошлом году достигла рекордных 20%.
«В Китае очень много незадействованных ресурсов... не похоже, что там будет дефицит рабочей силы. Не наблюдается там и масштабных увольнений, как в остальном мире (из-за пандемии)», - говорит Мэй Лин Ви из Janus Henderson Investors.
Однако инфляция может дать о себе знать, если и когда потребители достанут из кубышки 17,8 триллиона юаней и начнут тратить их на путешествия и необязательные покупки, предупреждают аналитики.
«Крупные объемы сбережений в Китае определенно могут поддержать восстановление потребления - вопрос в том, насколько больше люди готовы тратить», - сказал Рики Тан из Value Partners Group.
По данным ForwardKeys, средняя стоимость билетов на рейсы в Китай и на маршруты из КНР в январе оказалась в два раза выше цен 2019 года, несмотря на отсутствие непосредственного всплеска числа поездок.
Пройдут многие месяцы, прежде чем толпы китайских туристов хлынут в западные аэропорты, учитывая ограничения для путешественников из материковой части КНР, малое число рейсов и высокие цены на билеты, сказал Оливье Понти из ForwardKeys.
«Также вероятно, что возникнут проблемы с визами и задержки с продлением паспортов».
Кроме того, налаженные за прошедшие годы цепочки поставок будут способствовать ослаблению ценового давления. Подтверждением тому может служить отрасль свиноводства.
Производство свинины в Китае достигло восьмилетнего максимума в 2022 году, а её стоимость в январе сократилась на 10,8%. Цены на китайских заводах продолжают снижаться, из-за чего, как считают аналитики, возрастает вероятность развития «сценария Златовласки», который предполагает устойчивый рост без сопутствующей ему инфляции.
«Я придерживаюсь мнения, что (открытие экономики Китая) будет позитивным явлением для мира с точки зрения того, что инфляция не будет слишком высокой, а в более широком смысле будет наблюдаться дефляция в ряде ключевых позиций новых товаров и услуг», - указал Эллиот Кларк из Westpac.
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду: (Рэй Ви при участии Стеллы Цю в Сиднее)