Уход иностранных брендов из России после начала войны в Украине привел к сокращению ассортимента бытовой химии и средств гигиены на 16,2%, пишут «Ведомости» со ссылкой на отчет аналитической компании NielsenIQ. Также на 8% уменьшилось число детских товаров и на 3,8% — товаров для животных.
В «Infoline-аналитики» оценивают весь рынок непродовольственных товаров в России в 21,5 трлн руб. с учетом онлайн-продаж. По словам гендиректора компании Михаила Бурмистрова, сегмент просел в прошлом году в натуральном выражении на 11,1%, однако в денежном выражении вырос на 2,7%.
Товары бытовой химии и средства гигиены у российских ретейлеров в основном были представлены иностранными брендами, отмечают эксперты. В этой связи особым ударом по рынку стал уход из России Henkel, которая производит косметику и бытовую химию под брендами Schwarzkopf, Syoss, Fa, Persil, а также решение Johnson & Johnson прекратить поставки в страну и ограничиться локальным производством.
После ухода Wella, Londa и Estel в России возникли большие проблемы с поставками краски для волос, говорит глава ретейл-департамента CORE.XP Марина Малахатько. Параллельный импорт лишь частично решает задачу поддержания ассортимента и не может быть панацеей, отмечает академический руководитель магистратуры «Менеджмент в ретейле» НИУ ВШЭ Александр Лебедев. По мнению эксперта, потенциал для сокращения ассортимента еще не исчерпан.
Чтобы решить проблему с ассортиментом непродовольственных товаров, российские ретейлеры начали продавать продукцию под собственными торговыми марками (СТМ). Так, в «Магните» доля СТМ за прошлый год выросла в целом на 27%, а в непродовольственном сегменте — на 35%. В «Ленте» не уточнили долю СТМ, но подчеркнули, что продажи такой продукции опережают динамику по известным брендам.
Предложение непродовольственных товаров в магазинах сокращается еще и из-за развития онлайн-торговли, добавляет Бурмистров. По его словам, «Метро», «Ашан», «Лента» и другие сети переходят на торговлю товарами через дарксторы и переводят часть ассортимента в онлайн.