В то время как экспорт западных товаров в Россию резко упал после начала войны — из-за санкций и разрыва торговых связей, их поставки в страны Центральной Азии и Закавказья стремительно выросли. Эти страны взяли на себя роль «торговых посредников», закупаемая ими продукция, в том числе подсанкционная, перенаправляется в Россию, пишет Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) в обзоре региональной экономики.
Переориентация торговых потоков произошла очень быстро. По подсчетам ЕБРР, экспорт в Россию из стран Евросоюза, Великобритании и США в мае–июле 2022 г. упал более чем на 50% (здесь и далее — по сравнению со средним значением за этот период в допандемических 2017–2019 гг.). Но одновременно более чем на 80% выросли поставки из западных стран в Закавказье и некоторые страны Центральной Азии.
Особенно значительным (на 70-80%) оказался рост экспорта из Европы в Армению и Киргизию, входящих вместе с Россией в Евразийский экономический союз (по территории которого товары могут свободно перемещаться). При этом экспорт из Армении в Россию подскочил почти на 150%, а из Киргизии — более чем на 200%.
Экспорт из ЕС и Великобритании
индекс, среднее за 2017–2019 гг. = 100
Экспорт в Россию
индекс, среднее за 2017-2019 гг. = 100
Источник: ЕБРР (данные стран-экспортеров)
Это не значит, что весь потерянный Россией западный импорт она стала получать через посредников. Новые товарные потоки составляют малую долю от тех объемов, которых Россия лишилась в результате разрыва торговых связей с Западом, отмечает ЕБРР. От переориентации выигрывают прежде всего посредники: дополнительные объемы торговли составили для Армении и Киргизии в мае–июле 4-6% ВВП (в годовом выражении). Они также стимулировали развитие в этих странах таких отраслей, как логистика и финансовые услуги.
В Армению после начала войны в феврале и мобилизации в сентябре 2022 г. уехало много российских айтишников. В связи с этим страна стала закупать на Западе больше ИТ-оборудования и для собственных нужд, но часть также направляется в Россию. Видимо, именно с приобретением компьютерной техники связан феноменальный рост импорта из США — на 348%.
А Киргизия и Таджикистан нарастили поставки из США на 152% и 220% соответственно. При этом американский экспорт в Россию рухнул в мае–июле на 88%.
Во втором полугодии темпы роста могли сократиться. Некоторые американские производители, в частности, чипов и серверов, прекратили поставки в Армению, рассказывал в декабре Financial Times топ-менеджер российской технологической компании, закупавшей там продукцию: «Они говорят: „Раньше у вас была одна лицензия в год, а теперь вы просите 100? Идите на фиг“».
Переориентация торговых потоков может быть связана с обходом санкций, отметила Беата Яворчик, главный экономист ЕБРР.
Но не только: например, Coca-Cola и PepsiCo объявили о прекращении продаж в России своих глобальных брендов, и теперь поставщики завозят столь любимую россиянами газировку через другие страны, включая Киргизию, Узбекистан, Грузию, Азербайджан, выяснил VPost.
Среди других возможных причин переориентации торговых потоков Яворчик называет нежелание западных продавцов проверять надежность и неподсанкционность российских контрагентов и сложности с проведением платежей.
ЕС готовит к годовщине начала войны 10-й пакет санкций против России, который будет включать запрет на поставку товаров и технологий еще на 11 млрд евро. Одновременно европейцы стремятся ужесточить соблюдение ограничительных мер, пытаясь убедить соблюдать их те страны, что воспользовались ситуацией для наращивания торгового оборота с Россией. «Очень важно выявлять лазейки, — заявил в начале февраля премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш. — Очевидно, что торговцы находят законные способы продавать товары, скажем, Турции или Казахстану, или Армении, которые затем перепродают их России, поскольку не придерживаются санкционного режима».